Общение играет важную роль в
нормальном становлении и дальнейшем развитии психики человека, а также
формировании культурного и осознанного поведения.
Человек приобретает все свои
высшие качества и способности к познанию, именно через общение с психологически
развитыми людьми.
Человек превращается в
личность только через общение с психологическими развитыми личностями.
Если лишить его такой
возможности с самого рождения, то он никогда не станет развитым культурно и
нравственно, гражданином, и будет обречён до конца своих дней оставаться
наполовину дикарём, лишь своей внешней оболочкой напоминая человека.
Мы все знаем подобные
примеры, освещённые средствами массовой информации, когда родители-алкоголики
не заботились о своём ребёнке и он был вынужден жить на улице в собачьей
конуре. Переняв у животных их повадки, проведя часть своего детства находясь
среди собак, такой ребёнок уже не сможет стать нормальной личностью, получив
серьёзную психологическую травму в детстве.
Истории подобные Маугли,
доказывают всю важность общения человека с самого детства именно с людьми.
Никто не сможет передать ребёнку свой опыт так, как его заботливые родители в
детстве. Исключения составляют лишь ситуации, которые у людей описываются как:
«Яблоко от яблони…» или «С кем поведёшься…». Несомненно, что в психическом развитии
человека эти
случаи представляют собой доказательство важности роли общения.
Общение любого рода малыша
со взрослыми на ранних этапах развития имеет особенно важное значение для
психологического развития. Именно в этот период времени человек
приобретает все свои поведенческие, человеческие и психические качества
личности. Особенно если учесть, что вплоть до наступления подросткового
возраста он лишён способности к самообразованию и самовоспитанию, то становится
полностью ясна важность роли общения в психическом развитии человека и становлении
его личности.
С общения начинается
психическое развитие ребёнка. Это первый, возникающий в
индивидуальном развитии человека, вид социальной активности, благодаря которому
малыш получает информацию необходимую для его индивидуального развития. В связи
с этим можно выделить роль участия обоих родителей в общении с ребёнком. Недополучение
внимания одного из них в детстве, сказывается в более зрелом возрасте на
становлении и развитии личности.
Предметная деятельность, как
необходимая составляющая нормального развития ребёнка, содержащая в себе его
познавательную потребность, также выступает как условие и средство психического
развития и появляется несколько позже- в возрасте 2-3 лет.
Основной жизненный опыт
ребёнка приобретается, вначале, через подражание, а позже, через
словесные указания. Никаким другим путём этот опыт не может быть приобретён, и
общение с людьми являющимися для ребёнка носителями этого опыта, играет важную
роль в психическом развитии человека. При этом важными условиями определяющими
развитие детей являются:
а. Интенсивность общения
б. Разнообразие содержания общения
в. Разнообразие целей и средств общения
Затронутые выше виды общения
оказывают влияние на развитие различных сторон психологии человека и его
поведенческих факторов. Таким образом деловое общение является средством приобретения опыта
— знаний и навыков, оно формирует и развивает способности человека. В нём же,
человек развивает и совершенствует у себя деловые и организаторские
качества, необходимые для умения взаимодействовать с другими
людьми в процессе какой-либо деятельности.
Личностное общение даёт
возможность человеку определить цели в жизни, выбрав средства их
реализации, приобрести определённые черты характера, склонности, привычки,
интересы, усвоить моральные нормы принятые в человеческом обществе,
то есть формирует человека как личность.
Материальное общение, наряду с другими
видами, входящими в разнообразие видов общения, выполняет свою функцию в
развитии индивида. Оно позволяет получать знания, способности и представления,
необходимые для нормальной жизни человека из области материальной и духовной
культуры.
Когнитивное общение (процесс обработки
информации мозгом) также немаловажно для психического и интеллектуального
развития человека, так как взаимное общение между людьми позволяет
обмениваться информацией и соответственно взаимно обогащаться передаваемыми
знаниями.
Кондиционное общение определяет готовность
ребёнка к учению, как к процессу восприятия информации, и формирует установки,
которые необходимы будущей личности для совершенствования других
видов общения, таким образом влияет на индивидуальное личностное и интеллектуальное
развитие человека.
Мотивационное общение, в
свою очередь представляет собой источник дополнительной энергии, стимулирующей
его на продуктивную деятельность, что в конечном итоге сказывается на развитии
личности. Ведь как известно : «не ошибается только тот, кто ничего не делает»,
а тот кто ничего не делает, не может назвать себя личностью. В результате
мотивационного общения человек приобретает какие-то новые интересы, цели и
мотивы для их достижения. За счёт подзарядки мотивационным общением, человек
увеличивает свой энергетический и психический потенциал, развивающий его
самого.
Деятельностное
общение, то есть обмен действиями, навыками и умениями, а также
операциями, совершенствует и обогащает его личную самостоятельную деятельность,
то есть также играет важную роль в психическом развитии человека.
Биологическое общение являет собой
необходимое условие для поддержания и развития жизненных функций
организма, а также служит его самосохранению. Без нормального
биологического общения психическое развитие личности будет неполноценным
и даже разрушительным, так как это один из важнейших видов необходимых для
продолжения рода и его правильного воспитания. Без этого вида общения отдельный
индивид не может развиться как личность, не имея навыков для создания семьи и
укрепления брака.
Социальное общение является фактором
поощряющим развитие основных форм общественной деятельности и обслуживающим
общественные потребности: различных коллективов, групп, наций, организаций, обществ
и человечества в целом. Этот вид общения даёт возможность человеку чувствовать
себя частью чего-то целого, его составляющей, играющей свою роль в достижении
общего результата. Людям необходимо порой чувствовать свою принадлежность к
обществу. Одиночество и затворничество не может положительно влиять на
психическое развитие человека, ведь в большом коллективе людей происходят
некоторые другие виды общения, а это является продолжением личностного роста.
Непосредственное
общение позволяет
человеку развиваться, при помощи обучения и воспитания в результате широкого
применения на практике самых простых и эффективных средств и способов научения:
викарного (перенятие информации и навыков с помощью наблюдения за другими
людьми или животными), вербального (речевого) и условно-рефлекторного.
Опосредствованное
общение развивает способности человека к
сознательному управлению самим процессом общения, а также помогает усвоению
средств общения и оптимизации их способности к самообразованию и
самовоспитанию человека.
Невербальное
общение даёт
возможность человеку развивать и совершенствовать коммуникативные способности,
которые открывают ему широкие возможности для становления личности и
налаживанию межличностных контактов. Благодаря этому виду общения человек
начинает психологически развиваться ещё до того, как усваивает и учится
пользоваться речью (возраст около 2-3 лет).
Однако нельзя недооценивать
роль вербального общения в психическом развитии человека.
Только благодаря ему человек продолжает всю свою жизнь развиваться
интеллектуально, личностно и психически, так как в его основе лежит умение
усваивать и владеть речью- основным инструментом для передачи информации
человеком. Пусть не обижаются на меня посетители с нарушением речевого
аппарата, но как говорят итальянцы: » Что словами не объяснишь- пальцами не
растычешь».
На этом мы с Вами закончили
рассматривать роль общения в психическом развитии человека. Родителям хотелось
бы напомнить, чтобы они всячески участвовали в общении любого вида
со своими детьми, это в будущем благоприятно скажется и на Ваших
отношениях и на развитии ребёнка.
Если статья Вам понравилась -
поделитесь ей с друзьями или оставьте комментарий! Спасибо!
Всего Вам доброго и
полноценного развития Вашим детям!
Комментариев нет:
Отправить комментарий