Замечательная статья Брайана
Трейси. Она в очень доступной форме отображает причины возникновения трудностей
и страхов во взрослой жизни, которые закладываются в детстве.
Понимая, как возникли страхи и ограничения легко прийти к решениям и прогрессу в том, чтобы справляться с ними.
Понимая, как возникли страхи и ограничения легко прийти к решениям и прогрессу в том, чтобы справляться с ними.
*
* *
Дети рождаются без я-концепции.
Они познают себя, свою важность и ценность (или наоборот) по тому, как с ними
обращаются. Младенцы чрезвычайно нуждаются в любви и ласке. Любовь, которая их
окружает, для них словно эмоциональный кислород. В этом возрасте никакое
количество любви и заботы не будет для них излишним. Дети нуждаются в любви,
как розы нуждаются в дожде, она настолько же важна, как еда, вода и защита для
здорового роста.
Фундамент личности
закладывается в первые три-пять лет жизни. Здоровье и благополучие взрослого
человека в основном определяются качеством и количеством любви и заботы,
полученными им от родителей и окружающих людей в этот период.
Ребенок, который растет в
условиях любви, ласки и поощрений, становится позитивным и уверенным в себе
человеком. Ребенок, выросший в атмосфере критики и наказаний, станет пугливым,
подозрительным и недоверчивым. В нем закладывается множество личностных
проблем, которые проявятся позднее.
Дети рождаются с двумя отличительными качествами. Первое — это отсутствие страха. Они появляются на свет только с двумя физическими страхами: боязнью громкого шума и боязнью падения. Все остальные страхи усваиваются ребенком посредством повторения и подкрепления в процессе роста.
Кому не известно, что они ничего не боятся?! Они взбираются на лестницы, выбегают на дорогу, хватают острые предметы, в общем, делают то, что взрослому кажется смертельно опасным. Дети не будут знать страхов, пока родители или окружающие постепенно не внушат им, что нужно бояться.
Дети рождаются с двумя отличительными качествами. Первое — это отсутствие страха. Они появляются на свет только с двумя физическими страхами: боязнью громкого шума и боязнью падения. Все остальные страхи усваиваются ребенком посредством повторения и подкрепления в процессе роста.
Кому не известно, что они ничего не боятся?! Они взбираются на лестницы, выбегают на дорогу, хватают острые предметы, в общем, делают то, что взрослому кажется смертельно опасным. Дети не будут знать страхов, пока родители или окружающие постепенно не внушат им, что нужно бояться.
Второе замечательное качество
детей — полная раскрепощенность. Они смеются, плачут, мочатся в пеленки. Они
говорят и делают все, что захочется, не заботясь о мнении других. Они совершенно
спонтанны и выражают себя легко и естественно, не сдерживаясь. Вы когда-нибудь
видели застенчивого младенца?
Удивительно, но это ваше
естественное состояние, такие вы появились на свет: бесстрашные и
раскрепощенные, отважные, способные выражать себя свободно и легко в любой
ситуации. Вы знаете, что это правда, потому что, спустя годы, оказываясь в безопасной
обстановке, с людьми, которым доверяете, вы часто возвращаетесь к этому
естественному состоянию спонтанности и бесстрашия. Вы расслабляетесь,
чувствуете себя комфортно и совершенно свободно, и можете позволить себе
распустить волосы и быть самим собой. Это одни из лучших моментов в вашей жизни,
пик переживания, когда вы совершенно счастливы. И это же ваше нормальное,
врожденное состояние.
Как учатся дети
Дети обучаются двумя основными
способами. Во-первых, они учатся путем подражания одному или обоим родителям.
Многие ваши взрослые привычные паттерны, включая ценности, отношения, убеждения
и формы поведения, сформировались, когда вы наблюдали и прислушивались к своим
родителям. Выражения «каков отец, таков и сын» или «яблоко от яблони недалеко
падает» абсолютно верны. Часто дети прочно идентифицируют себя с одним из
родителей и становятся в большей степени восприимчивы к его влиянию, чем
влиянию кого-либо другого.
Во-вторых, дети учатся через
механизм избегания дискомфорта/боли и стремления к комфорту/удовольствию.
Зигмунд Фрейд назвал это «принципом наслаждений». Он утверждает, и большинство
психологов согласны с этим, что стремление к удовольствию или счастью —
главная движущая сила всего человеческого поведения. Развитие ребенка, от
приучения к туалету и обучения манере питания до любого из аспектов его
социализации направляется этим устойчивым мотивом или стремлением к комфорту
или личному удовольствию, к тому, что ощущается как хорошее, от того, что
ощущается как плохое.
Из всех дискомфортных ощущений,
которые может испытать ребенок, недостаток любви и одобрения родителей является
наиболее травмирующим и пугающим. Дети испытывают интенсивную потребность в эмоциональной
безопасности, родительской любви, поддержке и защите. Если родитель лишает
ребенка любви в надежде преподать тому урок или наказать, ребенок чувствует
чрезвычайный дискомфорт и незащищенность. Он начинает бояться.
Восприятие для ребенка — это
все. Не намерения родителей, не то, что они имеют в виду или подразумевают, а
то, что воспринимает ребенок, влияет на его действия и чувства. Когда ребенок
чувствует, что ему может быть отказано в любви, он немедленно изменяет свое
поведение, пытаясь вернуть родительскую любовь и одобрение. Ребенок чувствует
себя подобно тонущему человеку, тянущемуся за спасательным жилетом.
Без постоянного и безграничного
потока безусловной любви безопасность и уверенность ребенка оказывается под
угрозой. Фрустрированный, он утрачивает свое бесстрашие и спонтанность.
Большинство личностных проблем
связаны с дефицитом любви. Вероятно, большая часть того, что мы делаем в
жизни, делается для того, чтобы либо добиться любви, либо компенсировать ее
недостаток. Большая часть наших неприятных воспоминаний из детства связана с
недостатком любви. Большинство наших проблем во взаимоотношениях уходит корнями
в те моменты детства, когда нам не хватало любви.
В раннем возрасте в результате
родительских ошибок в воспитании, особенно когда они прибегают к ругани и
физическим наказаниям, ребенок начинает терять бесстрашие и спонтанность. У
него развиваются негативные привычки, манера негативного реагирования на
жизнь. Все привычки, как позитивные, так и негативные, являются условными реакциями
на стимул. Они усваиваются в результате многократного повторения, пока прочно
не закрепятся в подсознании. Затем они начинают функционировать автоматически,
при возникновении соответствующего стимула.
Негативные привычки становятся
обычным поведением, частью нашей я-концепции. Они становятся нашей зоной комфорта.
После того, как они оказываются запрограммированными и становятся частью нашей
психологической структуры, мы чувствуем себя комфортно, когда ведем себя или
реагируем привычно негативным образом. Нами управляет страх, а не желание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий