воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Фундамент личности


Замечательная статья Брайана Трейси. Она в очень доступной форме отображает причины возникновения трудностей и страхов во взрослой жизни, которые закладываются в детстве. 
Понимая, как возникли страхи и ограничения легко прийти к решениям и прогрессу в том, чтобы справляться с ними.
*     *     *
Дети рождаются без я-концепции. Они познают себя, свою важность и ценность (или наоборот) по тому, как с ними обра­щаются. Младенцы чрезвычайно нуждаются в любви и ласке. Любовь, которая их окружает, для них словно эмоциональный кислород. В этом возрасте никакое количество любви и заботы не будет для них излишним. Дети нуждаются в любви, как розы нуждаются в дожде, она настолько же важна, как еда, вода и за­щита для здорового роста.

Фундамент личности закладывается в первые три-пять лет жизни. Здоровье и благополучие взрослого человека в основном определяются качеством и количеством любви и заботы, полученными им от родителей и окружающих людей в этот период.

Ребенок, который растет в условиях любви, ласки и поощре­ний, становится позитивным и уверенным в себе человеком. Ре­бенок, выросший в атмосфере критики и наказаний, станет пуг­ливым, подозрительным и недоверчивым. В нем закладывается множество личностных проблем, которые проявятся позднее. 

Дети рождаются с двумя отличительными качествами. Первое — это отсутствие страха. Они появляются на свет только с двумя физическими страхами: боязнью громкого шума и боязнью па­дения. Все остальные страхи усваиваются ребенком посредством повторения и подкрепления в процессе роста.

Кому не известно, что они ничего не боятся?! Они взбираются на лестницы, выбегают на дорогу, хватают острые предметы, в об­щем, делают то, что взрослому кажется смертельно опасным. Дети не будут знать страхов, пока родители или окружающие посте­пенно не внушат им, что нужно бояться.

Второе замечательное качество детей — полная раскрепощенность. Они смеются, плачут, мочатся в пеленки. Они говорят и делают все, что захочется, не заботясь о мнении других. Они со­вершенно спонтанны и выражают себя легко и естественно, не сдерживаясь. Вы когда-нибудь видели застенчивого младенца?

Удивительно, но это ваше естественное состояние, такие вы появились на свет: бесстрашные и раскрепощенные, отважные, способные выражать себя свободно и легко в любой ситуации. Вы знаете, что это правда, потому что, спустя годы, оказываясь в безо­пасной обстановке, с людьми, которым доверяете, вы часто воз­вращаетесь к этому естественному состоянию спонтанности и бесстрашия. Вы расслабляетесь, чувствуете себя комфортно и со­вершенно свободно, и можете позволить себе распустить волосы и быть самим собой. Это одни из лучших моментов в вашей жиз­ни, пик переживания, когда вы совершенно счастливы. И это же ваше нормальное, врожденное состояние.

Как учатся дети

Дети обучаются двумя основными способами. Во-первых, они учатся путем подражания одному или обоим родителям. Многие ваши взрослые привычные паттерны, включая ценности, отношения, убеждения и формы поведения, сформировались, когда вы наблюдали и прислушивались к своим родителям. Выражения «каков отец, таков и сын» или «яблоко от яблони недалеко па­дает» абсолютно верны. Часто дети прочно идентифицируют себя с одним из родителей и становятся в большей степени восприим­чивы к его влиянию, чем влиянию кого-либо другого.

Во-вторых, дети учатся через механизм избегания дискомфор­та/боли и стремления к комфорту/удовольствию. Зигмунд Фрейд назвал это «принципом наслаждений». Он утверждает, и боль­шинство психологов согласны с этим, что стремление к удоволь­ствию или счастью — главная движущая сила всего человеческого поведения. Развитие ребенка, от приучения к туалету и обучения манере питания до любого из аспектов его социализации направ­ляется этим устойчивым мотивом или стремлением к комфорту или личному удовольствию, к тому, что ощущается как хорошее, от того, что ощущается как плохое.

Из всех дискомфортных ощущений, которые может испытать ребенок, недостаток любви и одобрения родителей является наибо­лее травмирующим и пугающим. Дети испытывают интенсивную потребность в эмоциональной безопасности, родительской любви, поддержке и защите. Если родитель лишает ребенка любви в на­дежде преподать тому урок или наказать, ребенок чувствует чрез­вычайный дискомфорт и незащищенность. Он начинает бояться.

Восприятие для ребенка — это все. Не намерения родителей, не то, что они имеют в виду или подразумевают, а то, что воспри­нимает ребенок, влияет на его действия и чувства. Когда ребенок чувствует, что ему может быть отказано в любви, он немедленно изменяет свое поведение, пытаясь вернуть родительскую любовь и одобрение. Ребенок чувствует себя подобно тонущему человеку, тянущемуся за спасательным жилетом.
Без постоянного и безграничного потока безусловной любви безопасность и уверенность ребенка оказывается под угрозой. Фрустрированный, он утрачивает свое бесстрашие и спонтанность.

Большинство личностных проблем связаны с дефицитом люб­ви. Вероятно, большая часть того, что мы делаем в жизни, делается для того, чтобы либо добиться любви, либо компенсировать ее недостаток. Большая часть наших неприятных воспоминаний из детства связана с недостатком любви. Большинство наших проблем во взаимоотношениях уходит корнями в те моменты детства, когда нам не хватало любви.

В раннем возрасте в результате родительских ошибок в вос­питании, особенно когда они прибегают к ругани и физическим наказаниям, ребенок начинает терять бесстрашие и спонтан­ность. У него развиваются негативные привычки, манера нега­тивного реагирования на жизнь. Все привычки, как позитивные, так и негативные, являются условными реакциями на стимул. Они усваиваются в результате многократного повторения, пока прочно не закрепятся в подсознании. Затем они начинают функ­ционировать автоматически, при возникновении соответству­ющего стимула.

Негативные привычки становятся обычным поведением, частью нашей я-концепции. Они становятся нашей зоной ком­форта. После того, как они оказываются запрограммированны­ми и становятся частью нашей психологической структуры, мы чувствуем себя комфортно, когда ведем себя или реагируем при­вычно негативным образом. Нами управляет страх, а не желание.




ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий