Береста. История промысла
Художественные изделия
из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание
народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства -
мягкость, гибкость и прочность.
Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.
Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.
Самым знаменитым в России был промысел Шемогодской ажурной прорезной бересты, получивший свое название по имени речки Шемогсы, на берегах которой располагались селения мастеров (Курово-Наволок, Погорелово, Красавино, Бернятино и др. неподалеку от города Великий Устюг). Промысел возник в середине XIX века (по другим сведениям в конце XVIII века). Лучшие изделия шемогодских мастеров хранятся в музеях (самый известный мастер Иван Вепрев). После революции в деревне Курово-Наволок была организована артель, насчитывающая в 1935 году около 100 человек. Открылась художественная мастерская и в Великом Устюге, в которой также резали по бересте, а в 80-е годы XX века производство резной бересты сосредоточилось на экспериментальной фабрике "Великоустюжские узоры".
Не менее известны северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Это пермогорская роспись, получившая название по имени селения Пермогорье на Северной Двине — на белом фоне красным и зеленым цветом в пределах темного контура выписывались разнообразные растительные мотивы, сказочные птицы, сцены из сельской жизни. Уфтюжский промысел в селениях по реке Уфтюге славился сказочными растительными орнаментами, написанными по ярким оранжево-красным, зеленым или синим фонам. Крупные центры росписи берестяных изделий известны на Урале (выделяется так называемая "крестьянская" роспись, применявшаяся в Нижнем Тагиле для украшения бураков — на ярком цветном фоне изображался пышный букет из трех крупных цветов) и в Сибири. В конце 18 века в нынешнюю Томскую область переселились уроженцы Северных областей Руси (из Архангельской области), которые дали начало процветающему ныне промыслу изделий тисненой и резной бересты (изделия из бересты, которые Вы видите на нашем сайте, в основном выполнены в Томской области).
· изделия,
сделанные из цельного берестяного цилиндра (сколотни);
· изделия из
разнообразно скрепленного цельного куска бересты;
· плетеные
изделия (весьма разнообразные по форме и размерам);
· сшивные изделия
(предметы утвари).
Основными способами декорирования берестяных изделий
являются тиснение, резьба и роспись. Уже в середине XVIII века тиснение
и резьба по бересте были хорошо известны. Об этом писал Андрей Болотов в своем
"Жизнеописании Андрея Болотова" в приложении к журналу "Русская
старина".
Тиснение осуществляется вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Молотком ударяют по штампику (чекану) — на бересте остается рисунок. Кроме тисненой бересты, применяется прорезная береста. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, который потом вырезается острым концом. Традиционный узор берестяного кружева — ажурный растительный орнамент: переплетающиеся стебли, листья, цветы. Реже в орнамент вводятся изображения животных и птиц. Иногда применяются тематические рисунки. Полосы прорезной бересты наклеиваются в углубления на поверхности изделий из дерева (шкатулки, блюда и др.) или из двух слоев бересты (туеса). Для усиления цветовой игры орнамента и фона под ажурный берестяной рисунок изредка подкладывают лист цветной фольги (бумаги) или тонируют темнее фон.
Тиснение осуществляется вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Молотком ударяют по штампику (чекану) — на бересте остается рисунок. Кроме тисненой бересты, применяется прорезная береста. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, который потом вырезается острым концом. Традиционный узор берестяного кружева — ажурный растительный орнамент: переплетающиеся стебли, листья, цветы. Реже в орнамент вводятся изображения животных и птиц. Иногда применяются тематические рисунки. Полосы прорезной бересты наклеиваются в углубления на поверхности изделий из дерева (шкатулки, блюда и др.) или из двух слоев бересты (туеса). Для усиления цветовой игры орнамента и фона под ажурный берестяной рисунок изредка подкладывают лист цветной фольги (бумаги) или тонируют темнее фон.
Роспись на берестяных изделиях выполняют по грунтовке (для каждого промысла она своя), окраску производят гуашью, темперой или масляными красками (по-разному для разных промыслов). После окраски изделие сушат и лакируют.
Ассортимент художественных берестяных изделий очень широк: традиционные туеса, сахарницы, конфетницы, чайницы, подстаканники, шкатулки, стаканы для карандашей и другие предметы утилитарного и декоративного характера.
Испокон века крестьяне использовали бересту для
изготовления предметов домашнего быта. Делали посуду, шкатулки, люльки для
новорожденных, игрушки, короба для сбора ягоды и грибов, солили в берестяной
посуде рыбу, и многое другое. Береста использовалась для написания грамот (из
берестяных документов историки многое узнали о наших предках и их быте), для
изготовления дегтя. Охотники Сибири делали ручки для ножей(нож с такой ручкой
не тонул в воде, не скользил в руках, не холодил руку зимой). Рыбаки делали
поплавки для сетей, при строительстве избы, береста подкладывалась под первый
венец дома, чтобы защитить строение от сырости (до сих пор используется
сибирскими староверами), знахари применяли ее в лечебных целях.
Плетение из бересты
только не надо забывать что после заготовителей бересты остается
ОтветитьУдалитьа как называют людей которые плетут из бересты?
ОтветитьУдалить