Август — октябрь 1942 года, молодой Александр в качестве танкиста попадает в Сталинград. В рядах Красной армии он вместе с городскими ополченцами ведет бои за город. Уничтожает три вражеских танка и получает ранение.
Мы пригласили Александра Федоровича посмотреть вместе с нами новый фильм Федора Бондарчука «Сталинград», чтобы оценить уровень пусть и художественной, но военной картины.
Александр Федорович Фень родился 1 декабря 1923 года. В Сталинград попал в 19 лет.
После сталинградских сражений участвовал в Курской битве. Освобождал Украину, Румынию, Беларусь (в частности, Минск), Литву, Латвию. Закончил воевать в польском городе Гдыня.
За годы войны уничтожил 12 немецких танков, получил 4 ранения. Награжден орденом Александра Невского, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й степени, медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги», медалью «За оборону Сталинграда», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Предлагаем Вам видеорецензию ветерана на фильм.
10 октября 2013 в России
в прокат вышел фильм Ф. Бондарчука “Сталинград”. Данный фильм также планируется
к широкому международному прокату. Фильм фактически целиком снят на
государственные средства в размере 1 миллиарда рублей.
Данный фильм в России
вызвал волну гнева у посмотревших его зрителей.
В фильме фашистские войска полностью захватили Сталинград. Советская армия находится на другом берегу Волги, и пытается переправиться через Волгу, чтобы отбить город. Группе из 6 разведчиков удается занять один из домов, который находится напротив переправы советских войск. В этом доме они соседствуют с девушкой Катей – одной из выживших жительниц дома. Весь фильм показывает события, разворачивающиеся в этом доме. Этот дом Бондарчук называет “Домом Громова” – по фамилии командира группы советских солдат, показываемых в фильме.
В фильме фашистские войска полностью захватили Сталинград. Советская армия находится на другом берегу Волги, и пытается переправиться через Волгу, чтобы отбить город. Группе из 6 разведчиков удается занять один из домов, который находится напротив переправы советских войск. В этом доме они соседствуют с девушкой Катей – одной из выживших жительниц дома. Весь фильм показывает события, разворачивающиеся в этом доме. Этот дом Бондарчук называет “Домом Громова” – по фамилии командира группы советских солдат, показываемых в фильме.
Ниже перечислены
причины, вызвавшие недоумение и гнев посмотревших его кинозрителей:
Образ советских воинов:
их фильм показывает как профессиональных, сильных и ловких, но в тоже время
глупых непредсказуемых людей, постоянно совершающих нелогичные поступки.
Патриотизм советских
воинов показан как невысокий: несмотря на то, что контроль над “Домом Громова”
является единственной возможностью советской армии переправиться и отбить
город, командир бойцов вслух выражает сомнение в том, что разведчики будут
стараться удержать контроль над домом в случае гибели Кати. Данный момент
показывает советских солдат с крайне негативной стороны (они не понимают
важность контроля над домом, или они не собираются выполнять приказ?).
Главный положительный
герой – фашист Питер Кан: Питер Кан – фашист, которому приказано взять штурмом
“Дом Громова” – самый обаятельный и привлекательный из всех солдат c обеих воюющих сторон, честный и благородный,
интеллигентный, профессиональный и умелый воин. Он добивается превосходства во
всех боевых столкновениях, ходит под снайперским огнем, не нагибаясь, постоянно
философствует. Просто доблестный тевтонский рыцарь, “Джеймс Бонд немецкого
разлива”.
Отношение жителей друг к
другу показано как негативное, с отсутствием взаимопомощи. В подвале “Дома
Громова” живет группа мирных жителей численностью около 15 человек. Жители
показаны нисколько не помогающими друг другу, в частности девушке Маше, за
которой начинает ухаживать немецкий офицер Питер.
Отношение жителей к
советским солдатам – показано как слабонегативное. На протяжении всего фильма
жители из подвала “Дома Громова” ни разу не общались с солдатами (базирующимися
на третьем этаже), не говоря о предложении бойцам помочь с пищей, перевязкой
ран и стиркой одежды. Единственная встреча с местными жителями происходит в
начале фильма, во время которой местная жительница грубит солдатам и обвиняет
их в сдаче города. Доказательство того, что жители живут в подвале дома, где на
третьем этаже сидят советские солдаты: 1. Если мирные жители живут не в этому
доме, зачем Петер уводит Машу из дома перед штурмом? 2. Когда во время дня
рождения Кати оперный певец поет, немец Питер, в это время находящийся у Маши в
гостях, кричит от негодования, смотря строго вверх (мол, вы там на третьем
этаже совсем с ума сошли?). Оба этих факта доказывают, что жители живут в том
же доме. Почему фашисты, свободно ходя в подвал, не могут заложить туда
взрывчатку и подорвать дом с советскими солдатами – одна из многих нелепостей
сценария.
Отношение советских
солдат к населению – показано как слабонегативное. Советские солдаты в первые
секунды знакомства с уцелевшей жительницей “Дома Громова” Катей относятся как к
подстилке. Цитата речи снайпера, солдата-балагура (можно считать его одним из
основных героев фильма), когда выясняется, что уцелевший житель – не мальчик, а
девушка: “Ба, да это девка, а не пацан! Блин, она какая-то контуженая,
психически больная! Жалко, а то можно было бы ее это самое..”.
Отношение местных
жителей к немцам – показано как нейтральное или положительное. При каждом
визите немецкого офицера Питера и его сослуживцев в подвал в кадре появляется
мальчик из местных жителей, отдающий по-гитлеровски приветствие немецким
солдатом. Таких сцен в фильме аж три! Сюжетную линию наличие данного мальчика
никак не поддерживает, создается впечатление, что он введен специально для
демонстрации положительного отношения мирного населения к немцам. Также в
фильме на одном из домов висит плакат с надписью “Гитлер-Освободитель”. Смысл
наличия этого плаката не ясен, надпись на плакате – на русском языке, так что
иностранные зрители надпись прочесть не смогут, из чего можно сделать вывод,
что плакат добавлен в кадр исключительно для русскоязычных зрителей. Этот
плакат никак дальше в фильме себя не проявляет (жители и солдаты не пытаются
его сорвать, либо испачкать или испортить).
Отношение советских
солдат в фильме друг к другу – показано как резко негативное. В самом начале
фильма, сразу после захвата дома, командир Громов производит ревизию людей
(пересчитывая тех, кто выжил, кто ранен и т.д.). Среди советских солдат оказывается
моряк, который заявляет что, так как он – моряк, он подчиняется морскому штабу,
а не приказам штаба сухопутной дивизии, как командир Громов. Командир Громов
сразу же после этой фразы его убивает, менее чем через секунду после
произнесения моряком этой фразы! Без всякого диалога! То есть, вот Дом Громова,
в нем 6 солдат и матрос, других наших в городе ВООБЩЕ НЕТ (все наши войска – на
другом берегу Волги!), ценен каждый патрон и каждый человек, но моряка убивают
сразу же, без какой-либо попытки его переубедить! Ему не говорят ни одного
слова! Среди 6 присутствующих солдат только 1 после этого говорит командиру
“зря ты так, нам людей не хватает”. Никто другой не выражает осуждения ни
словами, ни внешним видом!
Отношение немецких
солдат к населению показано как хорошее:
Единственное насилие показанное со стороны немцев к населению – когда немцы сжигают в автобусе, стоящем на площади, молодую еврейку с ребенком. Мотивируется это тем, что древние германцы перед битвой делали жертвоприношение, чтобы битва была успешной. Никакой ненависти и презрения к сжигаемой еврейке они не показывают – просто так получилось и еврейке не повезло (у зрителей может создаться впечатление, что если бы у немцев была немка в батальоне, они бы может быть ее бы сожгли, а не еврейку). Кроме этой сцены вообще(!) никакого насилия со стороны немцев не показано. Ни во время сжигания – фашисты никого не бьют, ни позже, когда они гонят население на вокзал, для отправки его в вагонах – ни одного удара (чтобы ускорить движение толпы на вокзал, среди которой есть много голодных и обессиленных людей)!! Когда Катя (прожившая месяц в доме, оккупированном немцами) принимает ванну, на ее теле не видно ни одной царапины, ссадины, синяка и раны – что наводит на мысль, что немцы вели себя с ней очень гуманно.
Единственное насилие показанное со стороны немцев к населению – когда немцы сжигают в автобусе, стоящем на площади, молодую еврейку с ребенком. Мотивируется это тем, что древние германцы перед битвой делали жертвоприношение, чтобы битва была успешной. Никакой ненависти и презрения к сжигаемой еврейке они не показывают – просто так получилось и еврейке не повезло (у зрителей может создаться впечатление, что если бы у немцев была немка в батальоне, они бы может быть ее бы сожгли, а не еврейку). Кроме этой сцены вообще(!) никакого насилия со стороны немцев не показано. Ни во время сжигания – фашисты никого не бьют, ни позже, когда они гонят население на вокзал, для отправки его в вагонах – ни одного удара (чтобы ускорить движение толпы на вокзал, среди которой есть много голодных и обессиленных людей)!! Когда Катя (прожившая месяц в доме, оккупированном немцами) принимает ванну, на ее теле не видно ни одной царапины, ссадины, синяка и раны – что наводит на мысль, что немцы вели себя с ней очень гуманно.
Отношение советских
солдат к немецким – похоже на нейтральное. В какой-то момент наш снайпер через
прицел видит у здания напротив “Дома Громова” немецкого офицера Питера, и
девушку Машу (его возлюбленную, о связи с которой наши солдаты только строят
догадки) через прицел, имея возможность по ним стрелять. Логично, что
эффективен будет только первый выстрел, и второй человек из этой пары
Маша-Питер, увидя смерть первого, сразу спрячется и его будет очень трудно
застрелить. То есть у снайпера есть выбор между девушкой и офицером – и снайпер
решает подстрелить девушку (что у него получается). Отношение наших солдат к
немцам больше похоже на спортивный задор у футболиста – какая команда больше
очков наберет в матче. Оскорбительно советские солдаты называют немцев за весь
фильм лишь пару раз. Когда в другой сцене советский снайпер убивает немца,
набирающего воду у колонки в большие фляги, командир его очень резко ругает:
“ты что творишь, идиот, даже животные на водопое друг друга не жрут”.
Отношение немецких
солдат к советским – равнодушное.
Почти во всех схватках советские солдаты убивают больше фашистов, чем теряют
сами. Это логично – в разведку все-таки шли не обычные люди; они имели
специальную подготовку к рукопашным схваткам и были крепче физически. Поэтому
на всем протяжении фильма немцы никак не могут взять дом Громова. Начальник
Питера Кана постоянно отчитывает за это Питера. Но никаких комплиментов про
советских солдат (например “они сражаются очень храбро”, “вот бы нам таких
солдат – мы бы завоевали СССР за 1 месяц”, “невероятно, насколько они
мужественны” и т.д.) – нет. Просто “опять не получилось” и все. То есть, как бы
это досадная случайность, которой нужно удивляться, будто бы обычно все
по-другому. В то же время немцы (особенно полковник) постоянно жалуются на
вшей. Складывается впечатление, что вши немцам создают больше проблем, чем
обороняющийся “Дом Громова”. Главный герой Питер Кан на встречах с Машей
постоянно философствует, и твердит, что советские солдаты сражаются лишь из-за
мести, подло себя ведут. Данные изречения немца никак не вплетены в сюжетную
линию, Маша не пытается их прервать из-за незнания немецкого языка.
Это формирует негативный
образ, как советских солдат, так и мирного населения города как у российских
зрителей. Из-за широкого показа за рубежом, это сформирует его и у зарубежных
зрителей.
По официальным данным
германских оккупационных властей, на момент проведения ими учёта мирных жителей
их оказалось 25 тыс. С учётом 80 000 сумевших покинуть город до оккупации, в
самом городе в результате бомбёжек и артобстрелов немцы уничтожили около 900
000 гражданского населения. Из 25 тыс. под оккупацией на принудительные работы
было привлечено 13 тыс. человек, 4000 было угнано на рабский труд в Германию,
примерно 5 тыс. человек были использованы для «нужд» Вермахта и организации
Тодта. В ведении 6-й армии находились и лагеря советских военнопленных. Так,
только в лагерях, расположенных в районе Воропоново и Гумрака из 3500
военнопленных остались в живых только 20 человек”.
Несмотря на данные исторические факты, одна из двух главных героинь фильма – Маша – не уклоняется от ухаживаний немецкого офицера Питера, который приходит к ней в подвал Дома Громова и приносит консервы, и занимается с ней любовью. Совершенно очевидно, что Маша не пытается избежать данных встреч, например, путем переселения в подвал в любом соседнем доме (из-за боевых действий и голода каждый день в городе гибло много мирных жителей, и в подвалах домов постоянно освобождались новые места для проживания), где Питер ее не сможет найти. Данный аспект сюжета вызывает массу вопросов, оскорбляет чувства переживших немецкую оккупацию, а также будет формировать негативное представление о российских женщинах среди иностранных зрителей фильма.
Фактически главным
героем фильма является немецкий офицер, который показан как интеллигентная
благородная личность (что является неприкрытой героизацией нацизма, запрета
которой Россия добивается от ООН!).
Особенно непонятным
выглядит финансирование данного фильма из госбюджета на фоне следующих действий
государства:
* создания и развития
государственного военно-патриотического телеканала «Звезда»;
* реализации
государственной программы патриотического воспитания молодежи, имеющей бюджет в
700 млн. рублей;
* ежегодные попытки РФ
убедить Генассамблею ООН принять резолюцию о недопустимости героизации нацизма,
которая все-таки была принята в декабре 2012 года
Кроме идеологических
изъянов фильма, в фильме крайне много логических нестыковок и безсмысленных
действий у всех персонажей, показываемых в фильме. Этот недостаток фильма может
оттолкнуть иностранного зрителя от российского кино на многие годы, что будет
тяжелым ударом по российскому кино и имиджу РФ в целом.
В связи с этим, а также
с тем, что фильм снят исключительно на деньги Фонда Кино и структуры ВТБ
Капитал косвенно подконтрольной государству, обращаемся к министру культуры РФ
Владимиру Ростиславовичу Мединскому с требованиями:
* привлечь к
ответственности лиц, принимавших решение о финансировании картины «Сталинград»
и рассмотреть вопрос об их пожизненном исключении из комиссий и советов,
решающих вопрос о выделении государственных средств на фильмы;
* привлечь к
ответственности членов совета, проверявшего историческую достоверность картины
«Сталинград»;
* запретить прокат
фильма в РФ;
* запретить прокат
фильма за рубежом;
* отменить заявку фильма
на кинопремию “Оскар”.
* потребовать
перечисления части средств, вырученных от проката фильма в фонд ветеранов ВОВ
Адекватный обзор фильма
Сталинград
Обзор на фильм “Сталинград” стоит смотреть или нет?
Комментариев нет:
Отправить комментарий