понедельник, 8 октября 2012 г.

Всёпоглощающая лень


Давайте разберёмся с ленью и выведем её на чистую воду.

Мультипликационный фильм для взрослых о том, куда может завести человека всепоглощающая лень.





Будда описывал три вида лени.

Первый – та лень, о которой мы все знаем. Когда у нас нет желания что-либо делать, когда мы позволяем себе оставаться в постели подольше, вместо того, чтобы вставать и заниматься практикой.

Вторая - это лень неправильного ощущения самого себя – лень мышления. «Я не могу ничего сделать. Другие люди медитируют, другие занимаются практикой, могут быть осознанными и добрыми, щедрыми, но не я, потому что я слишком глуп. Или наоброт: «Я – очень сердитый человек», «Я – никогда ничего не сделаю в жизни», «У меня ничего не получается, не стоит и пробовать». Это – лень.

Третий вид лени – постоянная занятость мирскими делами. У нас всегда есть возможность заполнить вакуум нашего времени, поддерживая свою занятость. Причем все эти занятия могут вообще считаться добродетелью. Но, обычно, это просто способ избежать встречи с самим собой.

Когда я вышла из пещеры, некоторые люди спрашивали меня: "А не было ли это избеганием?" Я отвечала: "Избеганием чего?" Там, где я была, не было ни газет, ни радио, ни телевидения. Не с кем было поговорить. Если бы что-то случилось, у меня не было даже телефона друга. Я осталась лицом к лицу с той, которой я была и с той, которой не была никогда. Бежать было не куда. От себя не убежишь.

Наша жизнь обычно настолько наполнена, а мы настолько заняты, что с трудом можем в ней найти хотя бы минутку для того, чтобы побыть теми, кто мы есть. Вот это и есть – избегание. У одной из моих теток постоянно включено радио или телевизор. Она не может находиться в тишине. Тишина ее тревожит. Фоновый шум сопровождает нас всю жизнь. Многие из нас точно такие. Мы боимся тишины – внешней тишины, внутренней тишины. Когда ничего не приходит в нас извне, мы начинаем создавать свой собственный внутренний шум – мнения и суждения, перепросмотр того, что произошло вчера или в детстве. Фантазируем, мечтаем, строим планы, грустим или боимся. Тишины нет. Наш шумный внешний мир является простым отражением шума внутреннего: нашей постоянной занятости, деланием чего-либо.

Недавно я беседовала с очень прекрасным австралийским монахом, который был настолько озабочен своей дхарма-деятельностью, что буквально превратился в работоголика. Он вставал около трех часов ночи. В конце концов просто свалился. Развалилась вся его система деятельности, он больше ничего не мог.

Его личность была связана только с деятельностью. С одной деятельностью. Его труд на благо Дхармы выглядел очень добродетельным. Все выглядело так, что он делал действительно хорошие вещи. Пользовался уважением многих людей, следовал наставлениям своего учителя, но теперь, когда он не был в состоянии что-либо сделать – кто он? Ибо ему пришлось пройти через жесточайший кризис – поскольку он отождествлял себя с тем, что может сделать и что может достичь. Сейчас он не в состоянии что-либо делать и полностью зависит от других людей. Поэтому я сказала ему: "Какая прекрасная и удивительная возможность! Сейчас, когда не надо что-то делать, можно просто быть". Он ответил, что пытался придти к этому, но ничего не делать его просто пугало, пугала сама возможность быть тем, кто есть, а не тем, что делает.

И в этом ключевой момент. Мы сами наполняем свою жизнь деятельностью. И она действительно прекрасна, но следует быть очень осторожным, чтобы она не превратилась в избегание. Я не говорю о том, что не следует совершать хорошие и полезные вещи, а всего лишь о том, что там где есть вдох, должен быть и выдох. Нам необходима как деятельность, так и созерцание. Нам необходимо время чтобы побыть самими собой, когда наш ум спокоен.
Из книги Тензин Палмо "В Сердце Жизни".


Давайте начнем бороться с ленью, пошагово осознавая необходимые для понимания процесса моменты.
Заранее предупрежу – сегодняшняя статья не содержит конкретных рекомендаций, как побороть лень, а выступает в роли подготовительной к завтрашней: “Как побороть лень. Часть 2.”, которая будет содержать две главные причины возникновения лени и детальные способы их устранения.

Итак, как побороть лень:

Шаг 1.
Прежде чем вы зададите себе вопрос как побороть лень, необходимо понять, что лень это не негативная черта вашего характера, а защитная реакция организма. Она развилась для того чтобы сберегать ваши силы для выживания и является проявлением главного инстинкта любого живого существа – инстинкта самосохранения.
Осознание природы происхождения лени снимет у вас чувство вины и позволит подойти к борьбе с ленью хладнокровно.

Шаг 2:
Ощутите разницу между двумя понятиями: нужда и желание.
Заметьте, что нам не приходится бороться с ленью, когда дело доходит до наших нужд: еда, питье, отдых, секс… Мы едим “без устали”, нас не нужно заставлять пить воду в жаркий день, мы готовы спать днем и ночью, греемся без всякой лени в холод или прохлаждаемся в жару, и нас никто не заставляет искать себе пару для занятия сексом. Мы все это делаем сами, и у нас не возникает вопроса: “как побороть лень?” в удовлетворении наших нужд.
Но мы люди, а не животные, и к нуждам у нас еще присоединились желания. У нас есть нужда поесть, но желаем мы быть миллионерами. Нам всем нужно спать, но наше желание – иметь дом на берегу океана. У нас есть сексуальные нужды, но хотим мы девочку или мальчика с обложки…

Шаг 3:
Признайте факт — наши желания намного превосходят наши нужды. И там где нужды заканчиваются, начинается лень.
Будьте готовы бороться с ленью, каждый раз, когда вы приступаете к реализации ваших желаний, а не нужд.

Шаг 4:
Чтобы начать эффективно бороться с ленью, разберитесь в себе, кто вы – животное или человек.
Только самые развитые люди, наиболее продвинутые “особи человеческого рода” способны подходить к желаниям, как к нуждам и без устали трудиться над достижением своих целей. Можно даже перефразировать – чем дальше человек ушел от животного, тем легче ему бороться с ленью или чем больше человек поборол лень, тем дальше он ушел от животного.

Шаг 5:
У цивилизованного человека существует два типа лени: умная лень и глупая лень.

Умная лень. Есть лень, которая помогает нам. Бороться с ней совершенно не нужно. Когда мы готовим ужин, мы выбираем блюда, которые будут самые вкусные и которые легче всего приготовить. Это проявление “умной лени”. Когда мы ищем работу, мы выбираем ту, которая принесет больше денег и потребует меньше труда. Это умная лень и не надо пытаться ее побороть. Когда мы выбираем товары, мы тоже выбираем то, что получше и подешевле. Все это проявление “умной лени”. Пытаться побороть такую лень не надо, она помогает нам достигать наших целей быстрее и оставляет нам много сил, чтобы насладится жизнью.

Глупая лень. Чаще всего лень оказывается глупой. Она не помогает нам, а губит долгосрочное развитие карьеры, усложняет отношения, уродует фигуру и препятствует развитию нужных навыков. Это имена та лень, с которой нужно бороться.
Для того чтобы побороть лень необходимо знать две основные причины формирования лени:

1.       Слабое желание, низкая мотивация

2.       Мало сил, физическая слабость

Для правильной борьбы с ленью надо акцентироваться на обоих этих пунктах, так как они всегда идут рука об руку. Когда нет желания, то и сил мало. И наоборот, когда нет сил, то и желание не возникает.
Слабое желание – это проблема молодых. Побороть лень для них означит направить свою энергию в правильное русло — работать над достижением долгосрочных целей.
Мало сил – это проблема пожилых людей или тех, кто себя уже чувствует старым. Они хотели бы сделать что-то полезное, да уже не имеют физических сил для этого.
В расцвете жизни и в среднем возрасте люди могут сочетать как проблемы обоих возрастов – если выберут пассивную позицию, так и лучшие их качества — если подойдут к борьбе с ленью правильно и выберут активную позицию.


Как побороть лень. Слабое желание.

Слабого желания не хватит, чтобы побороть лень. Если на то пошло, любого желания не хватит для того чтобы побороть лень.  Чтобы побороть лень желание должно стать нуждой.

1.       Ищите врожденную нужду.
Вам не придется бороться с ленью, заставлять себя и напрягаться, если вы найдете в себе полезную нужду, с которой вы были рождены. Вы с рождения запрограммированы на определенный род деятельности.
Боб Марли подвергся нападению наемных убийц, в котором он получил два пулевых ранения. Через два дня он с бинтами вышел на сцену и провел прекрасный концерт. Когда его спросили, зачем он решил петь с ранами, он сказал: “the people that are trying to make the world worse never take a day off, why should I?” (Люди, которые пытаются сделать этот мир хуже, не делают выходных, почему я должен это делать?). Боб Марли был рожден с нуждой делать мир лучше. Даже израненному ему не пришлось бороться с ленью.
В каждом из нас есть врожденная нужда. Часто она с детства похоронена под слоями папиного надо, маминого хочу, лопатами грязи в виде советов наших школьных учителей и устоев общества. Но врожденная нужда есть в каждом из нас. Докопаться до нее это наша обязанность.

2.       Переведите желание в нужду.
Желание, над которым вы постоянно работаете, переходит в нужду. Это потребует планомерной самомотивации, самодисциплины и времени.
Прежде чем Уолтер Крайслер создал свою великую компанию Chrysler, он работал мойщиком паровозов за 5,5 центов в час. Он не был менеджером и никогда не управлял людьми. У него было желание быть рядом с техникой и оно переросло в нужду создавать качественные автомобили для миллионов людей. Когда желание переросло в нужду, Крайслер смог построить компанию, которая оставалась прибыльной в течение всех лет его жизни, даже во времена великой депрессии! И это же желание переросшее в нужду помогло ему построить красивейшее, на мой взгляд, здание в Манхэттене the Chrysler Building.

3.       Формируйте желания.

a.       Хирургический метод – затроньте струны гордости и вашего эго, чтобы усилить или сформировать желание. Если желание не появляется само, его можно сформировать, поместив себя в ужасные условия, из которых вам очень ЗАХОЧЕТСЯ выбраться. У вас появится желание.
Величайший коуч и родоначальник коучинга в мире Тони Роббинс жил в однокомнатной квартире и мыл посуду в ванной, потому что в ней не было кухни, пока не разозлился на себя и не начал действовать масштабно. Так начинался его путь от тесной арендованной комнатушки до личного острова, на который он летает на личном самолете.
Другой великий коуч Брайн Трейси жил в свой машине, в багажнике которой хранились все его вещи. Он копал траншеи, пока не обозлился на свою ситуацию и не захотел все изменить.

b.      Терапевтический метод. Сформировать желание так же помогает правильный круг общения, мотивационные семинары, книги, фильмы и статьи.

c.       Интроспективный метод. Для того чтобы развивать желания, надо открывать их в себе и реализовывать, и ни в коем случае не подавлять.
Во времена социализма, наше правительство удовлетворяло все наши животные нужды, но при этом подавляло все наши человеческие желания. Как результат, мы забыли, как надо хотеть. Возвращение себе свободы мысли и смелости в общении будет правильным шагом в формировании и реализации своих желаний.

Как побороть лень. Мало сил, физическая слабость

Справиться с ленью помогут физические нагрузки (бег, йога, прыжки, гимнастика, танцы, плавание и др.), здоровое питание (сыроедение является прекрасным средством для повышения энергии и освобождением от лени), сон (ложиться не позднее 22.00, по рекомендации В.А.Шемшука - идеальное количество времени для сна - 9 часов 10 минут ).


Наша жизнь очень ценна. Её нельзя перезагрузить как игру, и начать по новой.




Лень
У братьев Стругацких в повести Понедельник начинается в субботу, в заштатном Институте Магии, один лжеученый поставил эксперимент, создав кадавра, который мог мгновенно исполнить все свои желания и, по научному замыслу, этим должен был продемонстрировать условия возникновения бескрайнего счастья: "Главное, чтобы человек был счастлив. Замечаю это в скобках: счастье есть понятие человеческое. А что есть человек, философски говоря? Человек, товарищи, есть хомо сапиенс, который может и хочет. Может, эта, все, что хочет, а хочет все, что может. Ежели он, то есть человек, может все, что хочет, а хочет все, что может, то он и есть счастлив. Так мы его и определим."

Для начала он сотворил модель, ограниченную в желаниях лишь едой, предусмотрительно заготовив две тонны рыбьих голов, чтобы удовлетворять "материальную" потребность своего детища. Для развития же "неизбежных при достижении счастья" духовных потребностей была предусмотрена музыка и чтение книги вслух помощниками. Когда кадавр нажрался и отрыгнул, ему начали зачитывать книгу и крутить музыку: "Как и следовало ожидать, желудочная модель отнеслась ко всему этому шуму с полным безразличием. Пока ей хотелось лопать, она чихала на свой духовный мир, потому что хотела лопать и лопала. Насытившись же, она игнорировала свой духовный мир, потому что соловела и временно уже ничего больше не желала."

Короче, вместо развития духовных потребностей, первая модель все чаще принималась за еду, которая у него теперь ассоциировалась с последующими приступами удовлетворения, пока не взорвалась от обжорства, а вторая, не ограниченная ничем в потребностях и возможностях модель, уже на полигоне, сразу потянулась прибирать вселенную к рукам и только бутылка с лютым джином, геройски брошенная в эпицентр, предотвратила конец света.

Стругацкие часто ставили такие вот мысленные эксперименты с тем, чтобы в разных ситуациях наглядно попытаться увидеть, что такое счастье, как оно достигается и чем оборачивается. И эти эксперименты, обоснованные богатым жизненным опытом писателей, оказывались очень правдоподобны :)

Причем здесь лень и счастье?.. Дело в том, что все проявления психики обусловлены одними и теми же механизмами мотивации поведения, которые направляют его в сторону наибольшего удовлетворения и стараются избегать всего неприятного. Для этого даже у самых простейших организмов есть рецепция того, что для него нехорошо и что необходимо. А у существ по сложности выше рыб есть два центра, один из которых оценивает все хорошее ощущением удовлетворенности вплоть до эйфорического счастья, выше которого ничего не может быть, а другой повергает в плохое настроение вплоть до адских мук. В этом диапазоне собственных оценок и регулируется поведение.

Если нет никаких отрицательных ощущений и удовлетворены все доступные положительные мотивы, то более не остается никакой мотивации. Это состояние, когда временно не требуется никаких действий. Определенное понимание механизмов психических явлений не оставляет никакого сомнения в сути таких проявлений психики как лень: это по назначению - такой же специфический эмоциональный контекст поведения, как и страх, радость, ярость, похоть и т.п. и сужает круг возможных реакций до характерного стиля реагирования. В случае лени - релаксация, энергосбережение, минимум стресса. Домашние кошки спят в этом состоянии большую часть времени суток. Само слово лень, в рамках механизмов психических явлений становится вполне определенным понятием: лень - то самое "осоловелое" (по Стругацким) состояние благополучного удовлетворения. Если не "осоловелое" - то уже не лень :) Пока примем это в таком виде, чтобы ниже убедиться в верности (или в обсуждении высказать свои возражения :) ).

В отличие от живущей сама по себе домашней кошки, у людей все качественно усложняется под влиянием окружающего социума (хотя некоторые человеческие особи доживают до взрослого состояния почти в таких же тепличных условиях как кошки, ограждаемые от непосредственного влияния социума). Жизненный опыт постепенно формирует более, чем непосредственные потребности: если не заготовить еду, то можно потом оказаться очень глубоко в неприятных состояниях. Если не быть нужным другим людям в социуме, от которых ты немало взаимозависишь, то так же станет плохо.

Но, если некоторые родители, в независимости от всего обеспечивают тебя всем необходимым, даже если ты ничего не даешь взамен, то состояние осоловелого бездействия может стать почти непрерывным, как у кадавра. Оно заманчиво тем, что легко обеспечивает все потребности с минимальными усилиями. И человеческие особи в искусстве использовать такую ситуацию достигли высочайших высот мастерства (см. Об авантюристах, фальсификаторах и мошенниках).

Нужно развиваться в достаточной изоляции от всего социума, в тепличных условиях, чтобы не испытывать потребности быть нужным социуму. Иначе окружающие очень быстро и наглядно покажут, какие именно ценности в данной среде единственно приемлемы. Это достаточно однозначно: тот социум, в котором нет взаимной поддержки вплоть до альтруизма, не выживает в конкуренции с социумами, где такая взаимная поддержка - наивысшая ценность. Поэтому все паразиты общества возникают в условиях тепличной изоляции тех, кто безвозмездно заботится весь период становления личной системы ценностей.

Состояние бездействия, обусловленное текущей удовлетворенностью, может омрачаться до серьезных негативных переживаний у тех, кто имеет высокую значимость быть нужным социуму и могут ничем не омрачаться у тех, кто как кошка привык легко обходиться без этого. Вторые, оказавшись оторванными от близких, обеспечивших им беззаботность, оказываются в той или иной степени вне социума (как кошка, выброшенная из дома). А пока этого не случилось, они пребывают в специфическом зависимом состоянии, не желания что-либо делать, и преодолеть эту зависимость сами почти не в состоянии.


Итак, в рамках явления "личная бездеятельность", лень - отсутствие мотивации к деятельности, но только - не вынужденная невозможность сделать желаемое. Невозможность - в самом широком смысле, не обязательно физическое ограничение. Часто бывает: понимая, что желаемое действие приводит еще и нежелательным последствиям, которые по силе превышают желаемое, мы не совершаем такое действие, оставаясь в бездействии. Это - уже не лень, а, наоборот, это побуждает найти такой выход из положения, при котором позитивный результат превысит негативный. Поэтому все разговоры о том, что лень изобретательна и именно она создает облегчающее жизнь - некорректны. Побуждает искать более приемлемый вариант не лень, а превышающий нежелательный результат слишком трудного достижения желаемого. Люди, для которых совершить данное физическое усилие более неприятно, чем получение выгоды от усилия, будут стремиться найти выход из такой ситуации. Какая же это лень :)

Те, кто думает, что в состоянии ленивого удовлетворения можно что-то изобрести, пусть попробуют это сделать :) если только у них окажется мотивация, преодолеющая контекст лени, они перейдут в контекст творчества, сопровождаемый большими энергозатратами, мысль станет ясной, начнется поиск приемлемого варианта, и тогда станет возможен нетривиальный результат. Тот, кто творит гипотетические варианты желаемого или проще говоря - фантазирует, не находится уже в состоянии лени, он интенсивно тратит энергию, хотя для наблюдателей и не совершает мышечных усилий. Не перейдя в творческий контекст, не возможно получить сколько-то стоящий результат.

Ограничение возможности непосредственно действовать, принять окончательное решение, не означает отсутствие мотивации, а означает, что пока не найден приемлемый вариант действий. Но даже у простейших есть наследуемые приемы выхода из "безвыходных ситуаций": какая-то тварь начинает ходить кругами, натыкаясь на предметы и как-то реагируя на это пока очередное такое случайное событие не окажется для него позитивным (или летально негативным) исходом. У высших - жизненным опытом вырабатывается более сложное поисковое поведение и формируется свой творческий эмоциональный контекст, наилучшим образом обеспечивающий такой стиль поведения.

Если время позволяет, то всегда лучше отложить окончательное решение (дать рукописи отлежаться, утро вечера мудренее и т.п.), не делать поспешно то, что еще не созрело. Обычно в таких случаях мотивация поддерживается неугасимой в течение циклов сна доминантной активностью (доминирующей идеей), что позволяет сохранять творческий контекст очень продолжительное время до успешного разрешения.

Лень же - ничем не вынуждаемая бездеятельность. Обычно у животных, включая человека, это - естественное состояние всегда, когда удовлетворены текущие потребности и нет мотивации делать что-либо. У животных с выраженной социальной иерархией такое состояние модифицируется единственной потребностью не оказаться ниже своего занятого социального статуса, ненароком не продемонстрировав признаки, которые будут расценены другими как негативные. Не только люди могут при этом имитировать бурную деятельность на благо общества :) Всякий раз, когда некая активность является необходимой в социуме (вычесывание блох у лидера стаи, например), но не нужна непосредственно как личная потребность, будет использоваться любая обнаруженная возможность манкировать этим. Огромное количество людей получает зарплату за высококачественную имитацию своей профессиональной деятельности. Возможно, таких даже больше, чем действительно что-то делающих. Есть целые учреждение, занятые этим. И это зачастую - не просто не лень, а приспособление существования к текущим условиям в соответствии с личной шкалой значимости :)

Симптоматика: не желание что-либо делать... вроде бы не устал, умение делать имеется, стимул тоже есть - дело нужное и принесет немалую пользу. Но... нет сил заставить себя встряхнуться, нет этого самого энтузиазма :) Чаще всего потому, что еще не видно достаточно приемлемого варианта. Но и искать такой вариант нет особого стимула. Вот и остается пребывать в осоловевшем состоянии. Но это причиняет серьезную, болезненную неудовлетворенность. Есть ли лекарство от этого состояния? Чтобы заставить себя выйти из контекста лени в творческий контекст?

Во всяком случае, это не может быть нечто разовое, какое-то верное средство типа применил и победа. Нужно понимать, что если это - естественное состояние недостаточности мотивации, то нужно быть очень осторожным, влияя на свою систему значимости. Уговаривая, внушая, подменяя свои ценности теми, которые вам или кому-то для вас небезразличному кажутся правильными, можно привести к не соответствующему реальности поведению потому, что только выверенные собственным опытом соприкосновения с реальностью оценки являются верными для вас и больше ни для кого еще. То, что хорошо для одного может быть очень плохо для другого.

Так лень - болезнь?.. Да, но только в том случае, если она причиняет болезненные переживания, а это всегда обусловлено комплексом вины перед обществом ("угрызения совести"). У кошки не болезнь, у совестливого человека - болезнь :) Но радикальными средствами это не лечится и нужно быть осторожным, чтобы не обмануть самого себя.

Бывало ли у вас такое: вы мечтали о чем-то очень желаемом, представляли, как, получив это, классно сможете использовать новые возможности, НО, вдруг ваши мечты исполнились, вот оно такое желанное перед вами и... нет уже того энтузиазма... :) Это может даже шокировать и всегда заставляет задуматься: ну почему это так??... неужели я такой, оказывается, ущербный?

И мало кто при этом подумает, что сутью желаемого было вовсе не использовать новый уровень возможностей, а лишь просто заполучить то, что в среде небезразличных вам людей считается желанным :) Вы подменили свои ценности чужими и обманули сами себя. В это бывает трудно поверить - все равно как обделить себя желанным качеством, но это - так: ну не настолько музыкант вы чтобы в полной мере использовать долгожданный инструмент (компьютер, программу, снаряжение...) (не настолько художник, спортсмен, ученый и т.п.)... Не стоит пытаться делать то, чего вы сами не прочувствовали как "правильное". Во всяком случае, это можно делать не в критической ситуации, когда от действий зависит многое, а лишь на пробу, чтобы на себе испытать чужие сведения.

Поэтому от зависимого состояния избавляться можно, но сложно и нужно быть осторожным. Как избавляться - смотрите в Преодоление зависимостей. Прежде всего - это должно быть ваше личное желание и вы должны быть убеждены, что это в самим деле необходимо преодолевать. Никто не в состоянии помочь научиться преодолевать зависимое состояние без выполнения этого условия. Но вполне в состоянии создать такие условия, когда такая уверенность назреет :) Затем все сводится к кропотливой, долгой и умелой модификации личной системы значимости.
Вообще любой сложившийся стереотип поведения это - зависимое состояние, в которое вы попадаете неосознаваемо, а, значит, неотвратимо. Суметь придать моменту входа в это состояние такую новизну и значимость, которая сделает переход осознанным - шанс суметь как-то изменить сложившийся стереотип.

Часто же вопрос вообще сводится не к "лечению" (если это - не случай запущенного тепличного существования), а к тому, что может придать осмысленность тому, что делать "нужно", но не хочется ( тем самым вы уже придаете чужой значимости "нужно" вес больший, чем собственной и в этом можете обмануться). Придать осмысленность = осознать значимость для себя, а не для кого-то. И если эта значимость превысит значимость благополучного бездействия, то не нужно станет себя уговаривать, все загорится само собой и дело пойдет. Фактически это - вопрос о смысле жизни или текущего существования :) И это - очень не простой вопрос...

Лень - очень древний эмоциональный контекст поведения, - состояние благополучного удовлетворения, отсутствие стрессов и необходимости повышенной активности каких-то систем организма. Это то, к чему стремится любой организм в основе своей регуляции. В это время осознание затруднено, в мозгу преобладают специфический букет нейромедиаторов, мысли становятся "вялыми" потому, что нет того, что привлекает внимание, заставляет осознавать. Чтобы мысли "обострились", чтобы стать активным - нужен совсем другой эмоциональный контекст. И этот контекст неизбежно будет стрессовым, более травмирующим.

В этом смысле состояние благополучного удовлетворения - естественное состояние организма, и только когда возникает конфликт с социально обусловленными оценками значимости этот древний контекст воспринимается болезненно как "лень" :)

Это не означает, что состояние благополучного удовлетворения - желанное и конечное состояние организма, к которому в идеале нужно стремиться. Это значит, только то, что оно - на равных с другими функциональными контекстами поведения необходимо, и оно обусловлено этой необходимостью.
Однако, тело рассчитано на периодическую активность и без нее не просто переадаптируется в менее способное к активности состояние вплоть до мышечной атрофии, но и приобретет специфические заболевания, которые, возможно, являются следствием любых попыток выйти из этого состояния (см. гипотеза минимизирующей адаптации).

Кто-то мучается состоянием лени, а кто-то не имеет с этим никаких проблем. Известно, что тот, кто обладает доминирующей идеей (преобладающей по значимости над остальными переживаниями) , практически не испытывает состояния лени, что совершенно понятно: высокая потребность что-то совершить постоянно определяет активный эмоциональный контекст. Это - необходимое условие состояния гениальности и вообще продуктивного творчества (см. Творчество и вдохновение). Разница - в целеобразующем смысле текущего существования или его отсутствии, что определяется спецификой развития (качеством) личной системы значимости и приоритетами востребованности социума всего того, что способен делать человек. Так, стоит появиться общей беде, непосредственно касающейся каждого, состояние благополучного удовлетворения станет невозможным :) и чем более полезными качествами и навыками обладает человек, тем он будет более востребован и сможет реализовать это, ощущая наполненность смыслом текущего существования.

Ну, а в обыденности... каждый с рождения формируется сначала родителями, затем с этого уровня уже сам так, что определяет насколько он будет способен наполнять смыслом свое существование или научится довольствоваться состоянием благополучного удовлетворения.




 Для полноты картины стоит упомянуть еще один аспект состояния лени. Возможно, лень – не только результат отсутствия мотивации, точнее, отсутствие мотивации может быть обусловлено защитной реакцией против избыточной адаптации. Лишний стресс, лишние навыки, все лишнее без использования утрачивается. Есть нормальная реакция неудовлетворенности существующим, и если бы не было чего-то, уравновешивающего ее, то мы бы бросались на все новое с жадностью, изучали бы все, что только можно, развивали себя впрок и совершенствовали, учились бы как заводные, затрачивая силы, изнашиваясь в стрессах и, главное, развивая то, что с каждым таким шагом все более отдаляло бы от оптимума текущего существования и приближала бы к состоянию уже почти не способному к адаптации - старости.

Возможно, существует и функциональная система, стремящаяся удовлетворяться "хорошим, которому враг – лучшее". И нам лень учить язык мертвой культуры атлантов или тренировать себя в отжимании верх ногами просто потому, что чувствуем как маловероятно, что это нам когда-нибудь может пригодиться и это не мотивирует :)

1. radosvet.net    askalex.ru    2. radosvet.net    





ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий