Раскопки кургана начались 3 ноября 1833г. и продолжались очень медленно, из-за того, что каждый слой камня был покрыт слоем глины, что отличало курган от всех остальных насыпей в окресностях Керчи.
Раскопки эти проводились А. Ашиком, но восстановить полностью историю раскопок не представляется возможным. В годы ВОВ в археологическом музее Керчи погибли практически все архивные материалы. Некоторые материалы по раскопкам были опубликованы Ю.Марти, но неизвестно, насколько в полной мере им были использованы архивы.
Например, остается загадкой, почему раскопки Царского кургана начатые в ноябре 1833г. были прерваны, а возобновлены только 1836г.?
По крайней мере, верится с трудом, что такой заманчивый объект был заброшен на такое длительное время.
Так или иначе, в 1837 году раскопки были увенчаны открытием гробницы.
В газете "Одесский вестник" за 6 февраля 1937г. была напечатана корреспонденция из Керчи: "В большом кургане, близ Нового Карантина, названном Царским, открыты А. Ашиком огромные, в сажень толщиной стены, из больших тесанных камней, украшенных рустиками. Стены эти, по мнению А. Ашика образуют ход в гробницу, которая должна находиться в центре кургана. Ход этот не имеет свода, и чтобы дойти до предполагаемого места, должно разрыть и вынести покрывающую его огромную массу земли..."
Следующие свидетельства об открытии склепа были отмечены в рапорте градоначальнику уже 22 февраля. Их этого можно сделать вывод, что работы велись в очень быстрых темпах. Рабочим следовало извлечь огромные плиты, скрепленные между собой свинцовыми скобами.
Но перемещаемся в сам склеп, что нам поведает история о его состоянии в момент открытия? К сожалению - ничего, никаких описаний на момент открытия гробницы не сохранилось, известно лишь, что склеп был ограблен в какие - то древние времена.
Прошло некоторое время, а сообщений в "Одесском вестнике" об открытии склепа не появлялось. И можно предугадать почему. А.Ашек, и люди, производившие раскопки были уверены в открытии в гробнице несметных сокровищ, перед которыми померкнет даже Куль-Оба. После обнаружения пустого, разграбленного склепа люди, производившие раскопки, утратили способность оценить величественную архитектуру гробницы, открытие которой было ценнейшим достижением руской археологии.
Но через некоторое время А. Ашик продолжил раскопки насыпи Царского кургана в надежде обнаружения других, не разграбленных, конечно же, гробниц.
В 1842 году Ашик находил обломки различных глиняных сосудов, что вселяло в него надежду о присутствии боковой гробницы в восточной части кургана. Руководствуясь такой уверенностью, Ашик начал вести раскопки на собственные средства. Но к успешным результатам эти работы не привели - гробницы не оказалось.
Через 10 лет Ашик, немного успокоившись от огорчения отсутствующих "сокровищ" в гробнице, подведет итог раскопок:
"Самая замечательная гробница есть бесспорно та, которая названа мою царскою: она находится в 4 верстах от Керчи близ карантинных зданий. Мало есть памятников, которые могут соперничать в изяществе с этой гробницей.
Огромные стены составляли вход в гробницу; этот вход почти в самом начале своем был заложен большими плитами, скрепленными по концам свинцом. Курган по его огромности назван Царским.
Хотя расходы, употребленные на раскопку царского кургана не покрылись открытием сокровищ, однако труды наши вознаградились находкою гробницы, которая по величине и устройству своему принадлежит к самым замечательнейшим памятникам этого рода на Керченской земле. Устройство кургана совершенно отлично от тех, которые доныне были мною раскапываемы: все они сооружены из одного только камня или из земли; Царский же курган состоит из толстых слоев глины и крупного камня. По этому самому никак нельзя было ожидать, чтобы хранившиеся в нем сокровища были похищены; между тем - вышло противное. Из исторических записок путешественников видно что генуэзцы при самом начале своего владычества в Крыму тотчас обратили корыстолюбивые виды свои на Пантикапейские курганы; это доказывается еще и тем обстоятельством, что на стенах открытой гробницы находятся в нескольких местах кресты. Вообще генуэзцы были гораздо искуснее нас в раскопке курганов, потому что разрытые ими насыпи не представляют снаружи почти никаких прзнаков раскопки.....
Мне кажется что открытый нами памятник не имеет ничего равного себе в сфере древнего зодчества...На стенах нашей гробницы заметны впадины, в которые, вероятно, были вделаны мраморные и бронзовые плитки или разрисованные деревянные дощечки гробницы, подобные этой, могут служить доказательством, что в Пантикапее, как и в Египте, гробницы царские, сооружение которых требовало много времени, созидаемы были при жизни тех лиц, для которых они должны были служить местом вечного успокоения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий