суббота, 5 января 2013 г.

Возвращение балалайки


История балалайки уходит своими корнями в глубь веков, однако, первое упоминание о ней в архивном документе относится к 1688 году. В нем сказано, что житель Арзамаса Савка Федоров и крестьянин Ивашка Федоров, въезжая на телеге в Яузские ворота, играли на балалайке, за что были приведены в Стрелецкий приказ, биты батогами и отправлены в ссылку. Нам, живущим на рубеже 20 и 21 веков, это покажется варварской дикостью, но давайте вспомним русскую историю.
Происходило это вскоре после смерти царя Алексея Михайловича, прозванного “Тишайшим”. Среди прочих своих деяний этот царь прославился своей ненавистью к народной русской культуре. В 1648 году он издал указ, в котором повелел собрать все музыкальные инструменты русского народа и сжечь, а тех, кто не подчинится, и будет продолжать на них играть – пороть и отправлять на вечное поселение в Малороссию.

К концу 17-го века репрессии постепенно прекратились, а в середине 18-го века балалайка стала наипопулярнейшим инструментом. На ней играли не только деревенские парни, желающие понравиться своим избранницам, но и серьезные придворные музыканты, такие как скрипач и композитор Иван Хандошкин, бас петербургской оперы Павловский и другие.


Однако этот резкий всплеск популярности сменяется почти полным забвением к середине следующего столетия.
В моде теперь иноземная гостья – гармоника, а на балалайке играют лишь обитатели “дна”, которые гармонику просто не в состоянии приобрести. И не известно, как бы сложилась судьба балалайки, если бы она не попалась на глаза Василию Андрееву – молодому русскому помещику. Совершая визит из Петербурга в свое имение Марьино, он услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреев, считавший себя знатоком русских народных инструментов, был поражен, поскольку ничего подобного раньше не видел и не слышал. Изучив балалайку и научившись на ней играть он пришел к выводу, что инструмент таит в себе небывалые возможности, но нуждается в усовершенствовании. Первое выступление Андреева с игрой на усовершенствованной балалайке, состоявшееся в 1886 году, в зале дворянского собрания стало сенсацией, о которой написали все петербургские газеты. Окрыленный успехом, он продолжает работать над инструментом, сконструировав семейство балалаек разных размеров по образцу смычкового квартета, и создал из них ансамбль, который назывался “Кружок любителей совместной игры на балалайках”. Сольные концерты В.В.Андреева и выступления его кружка пользовались огромным успехом и принесли ему известность и популярность. Однако он ставил перед собой задачу более глобальную, чем просто популяризация инструмента. Взяв балалайку у народа и усовершенствовав ее, он хотел вернуть ее в народ в новом облагороженном варианте. И он нашел путь к решению этой невероятно сложной задачи, начав обучать игре на балалайке солдат петербургского гарнизона, в котором проходили службу люди со всей необъятной Российской империи. Увольняясь в запас, каждый обученный им солдат увозил с собой и балалайку. Так балалайка снова зазвучала по всей России, а только в одном Петербурге к началу 20-го века насчитывалось более двадцати тысяч лиц, играющих на балалайках.
Андреев и его сподвижники – Н.Привалов, Ф.Ниман, В.Насонов, С.Налимов – не ограничились возрождением лишь одной балалайки. Они вели работу и по усовершенствованию и других инструментов русского народа, таких как домра, гусли, жалейка, владимирские рожки и др. Итогом этой работы стало формирование Великорусского оркестра, первое выступление которого состоялось под руководством Андреева 11 января 1897 года в зале Дворянского Собрания.
Великорусскому оркестру Андреева рукоплескала публика не только России, но и Франции, Германии, Англии, Америки. Успех был до такой степени невероятный, что и в этих странах стали организовываться кружки по обучению игры на балалайке и образовываться великорусские оркестры по образцу оркестра Андреева. Особенно бурно этот процесс происходил в Англии и в Америке. В Америке и в наши дни имеются оркестры русских народных инструментов, и действует Ассоциация балалаечников и домристов.
В первые годы столетия Андреев оставляет карьеру солиста-балалаечника, сосредоточив в основном свои силы на дирижировании и воплощении в жизнь своих просветительских проектов, но к этому времени у него появляются талантливые последователи такие, как Борис Трояновский, Александр Доброхотов и немногим позднее – Николай Осипов. Благодаря их исполнительскому искусству на балалайку обратили внимание маститые композиторы. В 30-е годы Сергей Василенко создает сюиту для балалайки с фортепиано и концерт для балалайки с симфоническим оркестром, а М.М.Ипполитов-Иванов – симфоническую фантазию “На посиделках” также для балалайки с симфоническим оркестром. Эти произведения явились как бы аттестатом художественной зрелости инструмента и показали, что балалайка с полным правом занимает свое место на концертной эстраде.
Благодаря усовершенствованиям Андреева и приемам звукоизвлечения, открытых им и его последователями, балалайка превратилась в инструмент с очень широкими исполнительскими возможностями, а по богатству тембрового разнообразия балалайке нет равных. На балалайке замечательно звучат не только русские народные песни, но и переложения произведений русской и западной классики, кроме того, композиторы создали для балалайки разнообразный оригинальный репертуар, в том числе более 100 сюит, сонат, концертов и других произведений крупной формы.  balalaechnik.narod.ru





Алексей Архиповский родился 15 мая 1967 года в г. Туапсе Краснодарского края. Страсть к музыке передалась от отца, который в детстве играл на гармошке, а в 50х годах на аккордеоне. Так что в доме часто звучала музыка...В возрасте 9 лет поступил в музыкальную школу по классу балалайка. За время учебы неоднократно участвовал и был призером городских и краевых конкурсов. По окончанию музыкальной школы дал первый сольный концерт из двух отделений. В 1982 году поступил в ГМУ им. Гнесиных на отделение народных инструментов по специальности балалайка в класс Зажигина Валерия Евгеньевича. В 1985 году получил звание Лауреата на 3 Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах. По окончанию училища, с 1989 года работал солистом в Смоленском русском народном оркестре под управлением В.П. Дубровского. Именно там начались первые эксперименты в области новых выразительных возможностей балалайки-соло. В 1998 году был приглашен в Государственный Академический русский народный ансамбль «Россия» под руководством Л.Г.Зыкиной. Вместе с ансамблем гастролировал по необъятным просторам нашей родины и «забугорья». В 2002-3 годах начал сотрудничать с SNC (центр Стаса Намина). Участвовал в качестве солиста в фестивалях Российской Культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии. С 2003 года участник движения «Этносфера» (www.etno-center.ru), фестиваля «Мамакабо» (www.mamakabo.ru), представляющих современную русскую музыку, не вошедшую в традиционный формат. В 2007-2009 годах участвовал в проекте Дмитрия Маликова «Пианомания», играл на заключительном Гала-концерте фестиваля «Славянский базар», на открытии Первого Кинофестиваля Андрея Тарковского в г. Иваново, и т.д. Играл на различных джазовых фестивалях в России и за рубежом, радио и телепередачах, правительственных концертах и саммитах. В последние годы активно гастролирует с концертами по городам России и за рубежом.




ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий