История балалайки уходит своими корнями в глубь веков,
однако, первое упоминание о ней в архивном документе относится к 1688 году. В
нем сказано, что житель Арзамаса Савка Федоров и крестьянин Ивашка Федоров,
въезжая на телеге в Яузские ворота, играли на балалайке, за что были приведены
в Стрелецкий приказ, биты батогами и отправлены в ссылку. Нам, живущим на
рубеже 20 и 21 веков, это покажется варварской дикостью, но давайте вспомним
русскую историю.
Происходило это вскоре после смерти царя Алексея Михайловича,
прозванного “Тишайшим”. Среди прочих своих деяний этот царь прославился своей
ненавистью к народной русской культуре. В 1648 году он издал указ, в котором
повелел собрать все музыкальные инструменты русского народа и сжечь, а тех, кто
не подчинится, и будет продолжать на них играть – пороть и отправлять на вечное
поселение в Малороссию.
К концу 17-го века репрессии
постепенно прекратились, а в середине 18-го века балалайка стала
наипопулярнейшим инструментом. На ней играли не только деревенские парни,
желающие понравиться своим избранницам, но и серьезные придворные музыканты,
такие как скрипач и композитор Иван Хандошкин, бас петербургской оперы
Павловский и другие.
Однако этот резкий всплеск
популярности сменяется почти полным забвением к середине следующего столетия.
В моде теперь иноземная
гостья – гармоника, а на балалайке играют лишь обитатели “дна”, которые
гармонику просто не в состоянии приобрести. И не известно, как бы сложилась судьба
балалайки, если бы она не попалась на глаза Василию Андрееву – молодому
русскому помещику. Совершая визит из Петербурга в свое имение Марьино, он
услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреев, считавший себя знатоком
русских народных инструментов, был поражен, поскольку ничего подобного раньше
не видел и не слышал. Изучив балалайку и научившись на ней играть он пришел к
выводу, что инструмент таит в себе небывалые возможности, но нуждается в
усовершенствовании. Первое выступление Андреева с игрой на усовершенствованной
балалайке, состоявшееся в 1886 году, в зале дворянского собрания стало
сенсацией, о которой написали все петербургские газеты. Окрыленный успехом, он
продолжает работать над инструментом, сконструировав семейство балалаек разных
размеров по образцу смычкового квартета, и создал из них ансамбль, который
назывался “Кружок любителей совместной игры на балалайках”. Сольные концерты
В.В.Андреева и выступления его кружка пользовались огромным успехом и принесли
ему известность и популярность. Однако он ставил перед собой задачу более
глобальную, чем просто популяризация инструмента. Взяв балалайку у народа и
усовершенствовав ее, он хотел вернуть ее в народ в новом облагороженном
варианте. И он нашел путь к решению этой невероятно сложной задачи, начав
обучать игре на балалайке солдат петербургского гарнизона, в котором проходили
службу люди со всей необъятной Российской империи. Увольняясь в запас, каждый
обученный им солдат увозил с собой и балалайку. Так балалайка снова зазвучала
по всей России, а только в одном Петербурге к началу 20-го века насчитывалось
более двадцати тысяч лиц, играющих на балалайках.
Андреев и его сподвижники –
Н.Привалов, Ф.Ниман, В.Насонов, С.Налимов – не ограничились возрождением лишь
одной балалайки. Они вели работу и по усовершенствованию и других инструментов
русского народа, таких как домра, гусли, жалейка, владимирские рожки и др.
Итогом этой работы стало формирование Великорусского оркестра, первое
выступление которого состоялось под руководством Андреева 11 января 1897 года в
зале Дворянского Собрания.
Великорусскому оркестру
Андреева рукоплескала публика не только России, но и Франции, Германии, Англии,
Америки. Успех был до такой степени невероятный, что и в этих странах стали
организовываться кружки по обучению игры на балалайке и образовываться
великорусские оркестры по образцу оркестра Андреева. Особенно бурно этот
процесс происходил в Англии и в Америке. В Америке и в наши дни имеются
оркестры русских народных инструментов, и действует Ассоциация балалаечников и
домристов.
В первые годы столетия
Андреев оставляет карьеру солиста-балалаечника, сосредоточив в основном свои
силы на дирижировании и воплощении в жизнь своих просветительских проектов, но
к этому времени у него появляются талантливые последователи такие, как Борис
Трояновский, Александр Доброхотов и немногим позднее – Николай Осипов.
Благодаря их исполнительскому искусству на балалайку обратили внимание маститые
композиторы. В 30-е годы Сергей Василенко создает сюиту для балалайки с
фортепиано и концерт для балалайки с симфоническим оркестром, а
М.М.Ипполитов-Иванов – симфоническую фантазию “На посиделках” также для
балалайки с симфоническим оркестром. Эти произведения явились как бы аттестатом
художественной зрелости инструмента и показали, что балалайка с полным правом
занимает свое место на концертной эстраде.
Благодаря
усовершенствованиям Андреева и приемам звукоизвлечения, открытых им и его
последователями, балалайка превратилась в инструмент с очень широкими
исполнительскими возможностями, а по богатству тембрового разнообразия
балалайке нет равных. На балалайке замечательно звучат не только русские народные
песни, но и переложения произведений русской и западной классики, кроме того,
композиторы создали для балалайки разнообразный оригинальный репертуар, в том
числе более 100 сюит, сонат, концертов и других произведений крупной формы. balalaechnik.narod.ru
Алексей Архиповский родился 15 мая 1967
года в г. Туапсе Краснодарского края. Страсть к музыке передалась от отца,
который в детстве играл на гармошке, а в 50х годах на аккордеоне. Так что в
доме часто звучала музыка...В возрасте 9 лет поступил в музыкальную школу по
классу балалайка. За время учебы неоднократно участвовал и был призером
городских и краевых конкурсов. По окончанию музыкальной школы дал первый
сольный концерт из двух отделений. В 1982 году поступил в ГМУ им. Гнесиных на
отделение народных инструментов по специальности балалайка в класс Зажигина
Валерия Евгеньевича. В 1985 году получил звание Лауреата на 3 Всероссийском
конкурсе исполнителей на народных инструментах. По окончанию училища, с 1989
года работал солистом в Смоленском русском народном оркестре под управлением
В.П. Дубровского. Именно там начались первые эксперименты в области новых
выразительных возможностей балалайки-соло. В 1998 году был приглашен в
Государственный Академический русский народный ансамбль «Россия» под
руководством Л.Г.Зыкиной. Вместе с ансамблем гастролировал по необъятным
просторам нашей родины и «забугорья». В 2002-3 годах начал сотрудничать с SNC
(центр Стаса Намина). Участвовал в качестве солиста в фестивалях Российской
Культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании,
Болгарии. С 2003 года участник движения «Этносфера» (www.etno-center.ru),
фестиваля «Мамакабо» (www.mamakabo.ru), представляющих современную русскую
музыку, не вошедшую в традиционный формат. В 2007-2009 годах участвовал в
проекте Дмитрия Маликова «Пианомания», играл на заключительном Гала-концерте
фестиваля «Славянский базар», на открытии Первого Кинофестиваля Андрея
Тарковского в г. Иваново, и т.д. Играл на различных джазовых фестивалях в
России и за рубежом, радио и телепередачах, правительственных концертах и
саммитах. В последние годы активно гастролирует с концертами по городам России
и за рубежом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий