Все мы знаем и любим
бананы. А знаете ли вы, что почти все сегодняшние бананы – клоны? Что
разновидностей бананов существует около 1000, но культивируется в больших
масштабах всего один? Что мир может потерять бананы через пару десятков или
даже меньше лет? Мы узнали обо всем этом недавно, и спешим поделиться с вами
этой неутешительной, но важной информацией.
За последние 10-12 лет в СМИ вышло множество публикаций о том, что уже при жизни нынешнего поколения мы можем совсем потерять бананы. Они просто исчезнут как вид. Так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте погрузимся немного в историю бананового бизнеса.
Сегодня большинство из
нас знает лишь один вид бананов, который продается в магазинах. Для нас именно
этот желтый длинный изогнутый фрукт – банан. Но мало кто знает, что
разновидностей бананов существует около 1000, однако лишь один из них
культивируется в промышленных масштабах и продается по всему миру. Почему так
случилось? Ответ – человеческая жадность.
В середине 19 века
бананы в основном ели только те, кто жил в местах их произрастания. Потом фрукт
начал приобретать популярность в Америке, и глобальные корпорации начали
создавать банановые плантации, практически порабощая население стран третьего
мира с подходящим климатом. Термин «banana republic» (англ. – банановая
республика), придуманный О.Генри, обозначал именно такие страны, с ограниченным
сельским хозяйством, неравенством и зависимые от более экономически развитых
государств.
В начале 20 века
корпорация United Fruit (она же United Brands, ныне известная
как Chiquita), которая первой начала высаживать банановые плантации, выбрала для
своего обогащения конкретный сорт бананов – Gros Michel, «Большой Мишель»,
который и начала культивировать и продавать. Именно этот великолепный кремовый
ароматный фрукт ели наши бабушки и дедушки (если он им доставался, конечно),
однако в районе 60-х годов 20 века Мишель исчез — по нескольким причинам.
Вторая (и основная)
причина – человеческая жадность. Компания United Fruit, как мы уже
сказали, выбрала один-единственный сорт бананов и высадила его на всех своих
плантациях, которые занимали большие площади в странах центральной Америки.
Отсутствие биологического разнообразия ведет к отсутствию генетического
разнообразия, что снижает резистентность бананов к заболеваниям, им просто не
хватает «иммунитета», не из чего выбрать, чем противостоять патогену.
Единственное правильное решение этой проблемы – высаживать разные виды бананов,
чтобы сохранять генную вариативность, однако компания United Fruit все сделала
иначе – она вылила гигантское количество химикатов на свои плантации, чтобы
остановить болезнь. Химикаты, однако, не помогли, лишь замедлив распространение
заразы, и теперь Gros Michel навсегда потерян для нас.
На удачу бананового бизнеса
был найден преемник Мишеля – сорт Cavendish, который оказался резистентен
(но не иммунен полностью) к конкретному штамму болезни, которая убила Gros
Michel. Именно Cavendish едим сегодня мы с вами. Однако проблема с грибком
вернулась – панамская болезнь, в своей новой разновидности Sigatoka,
атакует теперь Cavendish, и с 80-х годов 20 века он сдает свои позиции и болеет
до сих пор. Что делают компании, чтобы решить эту проблему? Нет, они не сделали
выводы и наступают на те же грабли – они снова используют химикаты.
Одним из веществ, которым борются с этим грибком, является медный купорос, он же сернокислая медь (CuSO4) – фунгицид, который может быть токсичным для рабочих на плантациях.
Одним из веществ, которым борются с этим грибком, является медный купорос, он же сернокислая медь (CuSO4) – фунгицид, который может быть токсичным для рабочих на плантациях.
У Chiquita есть и
другое решение – ГМО, и компания давно бы уже применила его, если бы
создать ГМО-банан нужной формации было легко (почему это не легко – другая
тема, и нужно хорошо понимать в генетике, чтобы в ней разобраться). Однако
ученые уже локализуют геном банана и экспериментируют с генами рыб и вакциной
против гепатита, чтобы достичь своих целей.
Еще одно решение –
найти нового преемника среди видов банана, и эксперты говорят, что наиболее
вероятный кандидат – Goldfinger — не порадует нас своим вкусом: он
более твердый, хрустящий и известен как «кислотный банан». Не самая радужная
перспектива, согласитесь.
Гигантская монокультурная система – это в чистом виде хранение всех яиц в одной корзине, что, как мы
выучили с малых лет, никогда не разумно. Можно удивиться, как такая огромная
компания выбирает сиюминутную прибыль перед собственным долгосрочным
процветанием, но факт остается фактом.
Что еще приходит на ум
во всей этой ситуации, так это то, что агрохимикаты не всегда помогают решить
проблему и что некоторые проблемы можно решить легко, если на минутку забыть о
прибыли. Природа уже все придумала сама, и лучше, чем человек когда-либо
сможет, так что глобальным корпорациям (в первую очередь им!) нужно у нее
учиться. Иначе все мы окажемся в ситуации, когда последняя рыба выловлена,
последнее дерево срублено, а мы так и не поняли, что деньги нельзя есть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий