Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией.
Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
В это сложно поверить, но среднестатистический
семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в
сутки), а 18-летний — больше четырех лет!
Хочешь сказать, что сейчас совсем другие дети? Да,
дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100
миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.
Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли,
действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем
мозгу.«Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного,
свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и
сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня
Бирон.
Ты будешь шокирован, но с 1970 года радиус
активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют
окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли
и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать
кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами
сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы,
знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со
своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип
среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть
времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в
разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд. Нам определенно есть о чём
волноваться.
Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем
больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети
исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и
тысячу лет назад.
Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но
современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных
игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может
быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак
не лезут в голову?!
Ты спросишь, как же цифровые технологии могут
изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается
из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает
необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые
отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не
работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются
ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых
системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.
Думаешь, что дети стали намного умнее благодаря
Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на
таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет
назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является
жизнь в виртуальном мире.
«Я опасаюсь, что цифровые технологии
инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых
привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать
внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.
Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно
просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты будешь удивлен,
но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не
пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по
ночам и в выходные дни.
Крис Андерсон, главный редактор американского
журнала «Wired», один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих
детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона — никаких экранов и гаджетов
в спальне! «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении
Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы
были у моих детей».
Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут
пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а
директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами
в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.
Вот тебе и ответ на вопрос «что нужно делать?».
Позаботься о подрастающем поколении. Подумай, какое будущее их ждет через 10-20
лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных
гаджетов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий