ARCHITECTURAL
DIGEST попросил рассказать
о себе и своем необычном увлечении Ивана Хафизова. Иван коллекционирует
наличники, точнее их фотографии. Экспонаты хранятся в единственном в своем
роде виртуальном музее наличников.
Иван Хафизов
"Сколько себя помню, я всё время что-нибудь коллекционировал. В детстве – ключи, находил их и на проволку навешивал. Значки собирал, календарики карманные. Ну и марки, конечно, – через это, мне кажется, почти все проходили. Но со временем привычные коллекции удовольствие приносить перестали, организм требовал чего-то нового. А поскольку я фотограф и камера почти всегда со мной, то идея коллекционировать фотографии пришла сама собой. К тому же для хранения такой коллекции совсем не нужно место дома – только в интернете.
"Сколько себя помню, я всё время что-нибудь коллекционировал. В детстве – ключи, находил их и на проволку навешивал. Значки собирал, календарики карманные. Ну и марки, конечно, – через это, мне кажется, почти все проходили. Но со временем привычные коллекции удовольствие приносить перестали, организм требовал чего-то нового. А поскольку я фотограф и камера почти всегда со мной, то идея коллекционировать фотографии пришла сама собой. К тому же для хранения такой коллекции совсем не нужно место дома – только в интернете.
Спас-Клепики
Коллекция наличников началась с командировки в Энгельс Саратовской области
в 2007 году. Лето было жаркое и работа заканчивалась к обеду. После обеда я уже
ходил по Энгельсу в поисках чего-нибудь примечательного. Энгельс – город совсем
небольшой, глазу зацепиться не за что. Наснимав забавных вывесок и видов на
Волгу, я стал снимать окна со ставнями.
Энгельс
И уже на пятом окне твёрдо решил наснимать их никак не меньше тридцати
двух, чтобы потом сделать коллаж. Я такой видел раньше, только там были не
русские наличники, а двери из Бретани. Мне давно хотелось сделать что-то
подобное, а тут как раз нашелся повод.
Энгельс
В Энгельсе я тогда наснимал гораздо больше, чем собирался – больше сотни
разноцветных наличников. И приехав домой, сделал три таких коллажа, как мне
раньше хотелось. Сделал их и думал, что на этом все и закончится. Но не тут-то
было.
Через пару недель мы собирались ехать кататься на велосипедах по
Ярославской области. Доехали на поезде до Ростова Великого и… вместо того чтобы
крутить педали, я только и делал, что останавливался и фотографировал.
Ростов
Наличники в Ростове совсем другие – можно сказать, что мне очень повезло: я
увидел две совершенно разные школы резьбы по дереву за сравнительно небольшой
промежуток времени. Это и включило во мне механизм собирательства.
Следующим на нашем маршруте был поселок Борисоглебский – и снова нежданное
открытие – наличники Борисоглебского немного отличаются от Ростовских! И это
при том, что расстояние между ними совсем невелико.
Ростов Великий
В той поездке мне посчастливилось попасть еще и в Мышкин, который до сих
пор служит украшением всей коллекции!
Мышкин
Каждый, кто представляет себе карту Ярославской области, конечно же спросит
– а как же Углич? Ведь мы не могли его миновать! И действительно – миновать не
смогли. Но чтобы сохранить доброе расположение духа своих велосипедных
товарищей, в Угличе мне пришлось запаковать камеру поглубже и не смотреть по
сторонам – иначе мы бы не успели вернуться в запланированное время.
Но несмотря на мое желание продолжать съемку наличников в других
городах, ничего бы не получилось, если бы не моя тогдашняя работа, в командировках
я проводил по пять месяцев в году.
Мышкин
Через некоторое время я отправился в Нижегородскую область, в Навашино.
Естественно, что все свое свободное время я уже сознательно посвятил поиску
новых мотивов в наличниках.
Навашино
Тем более что от Навашина оказалось рукой подать до Мурома, где, конечно
же, тоже сохранились деревянные дома с резными наличниками!
Следующие несколько лет прошли в постоянных поездках: Кострома, Челябинск,
Иваново, Екатеринбург, Чита, Рязань, Воронеж, Красноярск, Иркутск – и еще
несколько десятков городов поменьше...
Рязань
Конечно, во всех этих поездках я фотографировал не только оконные
наличники. В общем-то я не только наличниками интересовался – снимал люки
канализационные, двери, слуховые окна, номерки гардеробные, указатели и вывески
– да много всего… Но к наличникам у меня особое отношение. Так же как и у
резчиков по дереву, которые ими занимались.
Шуя
Наличники на доме – как глаза. А к глазам – интерес особый. Они живые и не
важно, сколько им лет!
Кинешма
Где-то году в 2009-м я пытался разобраться в своей коллекции, как-то ее
систематизировать: зрело понимание, что пора бы уже выкладывать ее на всеобщее
обозрение, ведь это ж интересно. Однако изучение литературы по большому счету
ничего не дало: трудно поверить, но не существует ответа на вопрос "Какие
наличники бывают и сколько их видов?".
Энгельс
Конечно, исследования деревянного зодчества были и неоднократно – и до
революции, на рубеже веков, когда оно было на самом пике популярности, и в годы
первых пятилеток, и в восьмидесятые… Но глобального подхода не было. Никто не
мог замыслить исследования наличников всей страны, ведь это сотни городов,
тысячи сёл и сотни тысяч деревянных домов.
Чита
Однако время идет, дешевеет фототехника, растут скорости перемещения, а
деревянных домов становится все меньше, поэтому сейчас уже мне кажется вполне
реальным объехать всю страну и заснять самые впечатляющие еще сохранившиеся
деревянные дома и, конечно же, наличники.
Краснодар
В поездках за наличниками самое удивительное – это, конечно, контраст
красоты деревянной резьбы и отношения к ней. Самый распространенный вопрос ко
мне от хозяев домов – "да зачем они вам? Были б красивые, а эти!" И
это при том, что разговор происходит на фоне удивительной резьбы, которой
полторы сотни лет. И которой нигде, кроме как в этом городе, нет.
Навашино
Так хозяин одного дома предлагал мне забрать наличники с собой, когда
узнал, что я их коллекционирую. Окна будут новые, сказал он, завтра снимаем
эти. Они уже не выдерживают никаких холодов. Так что подъезжай завтра днем, или
мы их сожжем тут. Забрать их с собой не получилось, поэтому скорее всего
этих наличников уже нет на свете.
Иркутск
Однако грустного, конечно, меньше в этих поездках, чем интересного. Вот эти
Касимовские наличники (Рязанская область) – самые старые из тех, что висят на
жилом доме. Им 169 лет. Старше мне доводилось видеть только лишь в музеях.
Касимов
У нас можно полстраны объявить музеем деревянного зодчества. Хотя,
наверное, и это не поможет. Поэтому я для себя избрал самый простой путь
сохранить всё как есть – фотографировать памятники деревянной старины как можно
больше. Только так их действительно можно сберечь. Ведь, в конце концов,
деревянный дворец в Коломенском тоже был восстановлен по описаниям и
изображениям.
Последние три года я езжу за наличниками уже специально. Организовал уже
три экспедиции: в Калужскую, Ивановскую и Рязанскую области. По результатам
этих экспедиций посчитал, сколько нужно денег и времени, чтобы отснять
наличники по всей России – в 480 городах. Вышло, для того чтобы совершать по
три больших экспедиции в год, надо около трех миллионов рублей и пять лет. Так
что теперь я всецело занят поиском людей, которым было бы интересно помочь с
финансированием этого проекта.
Гусь-Железный
Этот проект уже поддержали две небольшие компании – "Архитектурное
бюро Бакушина и Киселева" и "Интерактивная карта объектов,
доступных для детских и инвалидных колясок", а также почти шестьдесят
человек – личными вкладами. Но для того чтобы осуществить задуманное, этого
несомненно мало. Поэтому я очень надеюсь на заинтересованность, например,
Газпрома. Ведь их девиз "Национальное достояние" как нельзя лучше
описывает весь этот проект!
Екатеринбург
Наверное, самое важное, что я хотел бы сказать этим проектом, – что страна
наша огромна и не так исследована, как кажется. Ну и ещё – что всегда надо
следовать за любимым делом!"
Фото: Иван Хафизов
Спасибо автору за чудесные снимки. Как здорово, что можно радоваться и удивляться такой красоте благодаря вашему труду. А всем резчикам земной поклон!
ОтветитьУдалить