Молодой российский телеканал RT во время украинского кризиса
оказался под огнем критики со стороны многих СМИ и в первую очередь
американских, пишет People's Daily. Его упрекали в субъективной подаче
информации и искажении образа Украины. Столь пристальное внимание к RТ,
полагает китайская газета, неспроста: он стал настоящим конкурентом CNN и
других западных СМИ.
Украинский кризис привлек к Russia Today внимание всего мира.
Сегодня, говоря о работе этого телеканала, министры иностранных дел России и
США обмениваются колкостями: одна сторона критикует телеканал за субъективную
подачу информацию и искажение образа Украины, другая излагает совершенно
противоположную точку зрения, с насмешкой спрашивая, почему RT вызывает такое
волнение у США.
Ответ прост: RT уже стал настоящим конкурентом для CNN и
других западных СМИ. Являясь мощной машиной вещания на зарубежные страны, в
создание которой правительство России вложило немало сил, Russia Today на
равных вступает в конкурентную борьбу с известными западными изданиями.
26 апреля Госсекретарь США Керри в ходе пресс-конференции открыто обвинил RT в
необъективном освещении украинского кризиса, распространении домыслов и
искажении образа Украины. Также он заявил о том, что этот телеканал –
«финансируемая правительством пропагандистская машина», излагающая лишь «фантазии
Путина».
Глава МИДа РФ Лавров, принимавший в тот момент участие в
Первом форуме молодых дипломатов стран СНГ, тут же сделал ответное заявление.
Отвечая на вопросы представителей РИА Новости (так в тексте – прим. пер.), он
отметил, что выступление Керри было «неприемлемым» и «невежливым», попыткой
«валить с больной головы на здоровую». Однако он также высказал мысль о том,
что у подобной критики со стороны госсекретаря США может быть и иное
объяснение: RT сегодня составляет очень серьезную конкуренцию телеканалам CNN и
многим другим западным средствам массовой информации. Эти медиа в течение
долгого времени считали, что им принадлежит мировая монополия на
распространение новостей и что никакая конкуренция им не грозит. Однако RT уже
завоевала огромную аудиторию в США и западноевропейских странах, не говоря уже
о Латинской Америке, арабском мире и так далее. Подобное положение явно
вызывает у западных стран беспокойство.
Еще более четкая позиция изложена в заявлении главного
редактора Russia Today. В этом заявлении, распространяемом как через Russia
Today и другие крупные СМИ, так и через общественные средства массовой
информации, было сказано: «Очень сожалеем, что глава Госдепартамента
отказывается признавать факты, которые ему не нравятся, и позволяет себе
подобные голословные обвинения. <…> Нам очень жаль, что глава
внешнеполитического ведомства США настолько мало знает о ситуации, которая в
действительности происходит на Украине». Чтобы установить истину, представители
RT планируют написать официальный запрос в Госдепартамент США с просьбой
«указать конкретные примеры, где RT исказил факты». RT также ожидает от Керри
извинений.
В дальнейшем заместитель госсекретаря США Ричард Стенгел, в
течение семи лет занимавший пост главного редактора Time, опубликовал в своем
блоге статью, в которой перечислил «конкретные примеры, где RT исказил факты»,
а также отметил, что он, будучи человеком, имеющим непосредственную связь с
миром СМИ, хорошо представляет, чем личное мнение отличается от пропаганды. По
его словам, пропаганда – умышленное распространение лживой или же вводящей в
заблуждение информации с целью повлиять на мнение аудитории. Он выразил
убежденность в том, что RT «превращает ложь в новости».
Так, телеканал сообщал, что мирные протестующие наняли
снайперов, а также неоднократно навешивал ярлыки, говоря о «разгуле насилия,
фашизма и антисемитизма в Киеве». Это «не факты, не выражение точки зрения - а
просто ложь», заключил Стенгел. Он также отметил, что, когда пропагандистская
машина подает подобную информацию в виде новостей, это может стать реальной
угрозой, дав «зеленый свет» использованию военных сил. С точки зрения Стенгела,
RT – вовсе не новостное издание, а «существующая при поддержке российского
правительства "машина фальсификаций", распространяющая фальшивые
новости по всему миру».
Подоплека спора
Russia Today стремительно развивается, сегодня встав в один
ряд с крупнейшими новостными брендами западных стран.
Запад уделяет RT так много внимания лишь
потому, что его быстрый рост насторожил западные СМИ и правительства.
Russia Today – это новостной телеканал, осуществляющий
круглосуточное вещание. В его создание российское правительство вложило 350
миллионов долларов. Свое вещание он официально начал в декабре 2005 года, в
Москве. RT – первый российский телеканал, вещающий в цифровом формате, цель его
создания – «донесение не предвзятой информации о ситуации в России» в противовес
мировым новостным гигантам вроде CNN или BBC. Это недавно появившееся СМИ
заявляется как «независимая и некоммерческая структура», смысл существования
которой в развенчании стереотипов о России, оставшихся с советской эпохи, и
создании образа, более близкого основной части международного сообщества.
RT не обманул всеобщих ожиданий и стал стремительно
развиваться. В 2009 году канал въехал в только что построенный офис в
Вашингтоне, что стало знаком того, что развитие телекомпании вышло на новый
уровень. В конце того же года результаты опроса общественного мнения,
проведенного компанией Nielsen Holdings, показали, что в Вашингтоне и
прилегающих к нему населенных пунктах RT смотрит пять миллионов человек.
Рейтинг передач, показываемых в этом регионе в прайм-тайм, оказался выше, чем у
многих других зарубежных телеканалов, число зрителей за день в 7 раз больше,
чем у телекомпании «Аль-Джазира», в 6 раз больше, чем у Deutsche Welle, а во
всем мире аудитория этого телеканала составила 260 миллионов человек. Такого же
громкого успеха RT добилась и в Европе. В таких странах, как Франция, Германия,
Италия, Великобритания, Польша и Сербия, канал смотрит более 7 миллионов
зрителей, среди них 12% смотрят телепередачи RT каждый день, а 23% считают
канал «любимым». Такие необыкновенные показатели поставили Russia Today в один
ряд с такими лидерами рынка, как CNN и BBC.
Столь же впечатляющих результатов RT добилась и в сфере
социальных медиа. С того самого момента, как в 2007 году передачи телекомпании
были впервые размещены на крупнейшем сервисе видеохостинга YouТube, они стали
вызывать широкий резонанс в обществе, а канал телекомпании на YouТube стал
самым популярным новостным каналом на сайте. В 2012 году компания оказалась на
этом сайте уже на позиции крупнейшего поставщика новостного контента, ее доходы
от рекламы составили более 500 тысяч долларов. 28 февраля 2014 года RT заявила
о создании на сайте специальных рубрик, в которых будут публиковаться
региональные репортажи, документальные телефильмы и передачи, став, таким
образом, первым российским СМИ, сотрудничающим с YouТube.
Уже 15 июня 2011 года, по данным одного шведского издания,
материалы RT на YouТube далеко опережали по количеству просмотров материалы
CNN. В статье было сказано, что еще десять лет назад CNN и другие американские
СМИ удерживали в своих руках монополию на распространение новостей во всем
мире. Когда в 2003 году началась война в Ираке, людям оставалось лишь смотреть
репортажи CNN, эта компания демонстрировала колоссальное превосходство США в
сфере пропаганды. Сегодня же популярность набирают «Аль-Джазира» и Russia
Today, что заставляет Америку испытывать известное беспокойство, поэтому
Вашингтон и развернул против них «информационную войну». Некоторые люди,
вероятно, увидят здесь иронию: Америка, громогласно заявляющая о важности
свободы слова и независимости СМИ, сегодня хочет прекратить трансляцию передач
RT в США.
Беспокойство Запада
Мир больше не верит слепо в то, что сообщают СМИ США и других
стран Запада, все громче звучат голоса, предлагающие иные точки зрения.
Чем больше роль Russia Today, тем больше критики на него
обрушивают такие западные страны, как США и Великобритания.
14 февраля 2012 года одно французское СМИ обвинило RT в том,
что телеканал является «проводником мягкой силы» России, «рупором пропаганды»,
основная цель которого – не брезгуя никакими приемами, вести новостную войну
против американского государственного строя. Людей, дававших интервью каналу,
издание назвало «сумасшедшими» и «лунатиками», потому что они «хотят разрушить
новостную гегемонию США».
Еще один противник Russia Today – британская газета Guardian.
25 апреля в ней вышла статья под заголовком «Управление по делам радио,
телевидения и предприятий связи должно вновь проинспектировать путинский
новостной канал». В статье утверждалось, что, хоть в СМИ необходимо озвучивать
различные точки зрения, такие сеющие раздор материалы, как у RT, «должны
вызывать у нас беспокойство». Автор материала писал, что пусть мы можем устать
от BSkyB или CNN, «нельзя допускать существование пропаганды, выступающей в
защиту деспотического правительства и различных теорий заговора». На самом деле
голосов, озвучивающих в Англии подобную точку зрения, совсем не мало, на это
есть спрос.
18 марта канал RT был заблокирован на YouТube. При попытке
зайти на страницу телеканала появлялось уведомление: «Этот аккаунт заблокирован
в связи с многочисленными или серьезными нарушениями правил YouТube (обман,
недопустимое содержание в видео…)». Однако во второй половине дня учетная
запись была разблокирована. YouТube уже блокировал канал RT в марте 2012 года и
тоже объяснил это «техническими неполадками», однако многие наблюдатели связали
блокировку канала с его освещением движения Occupy Wall Street. В этот раз
высказывались предположения о том, что блокировка RT имеет отношение к сюжетам
компании об украинском кризисе. Как мы можем видеть, война западных держав со
СМИ стран с развивающейся экономикой не утихает и в социальных медиа.
Следует признать, однако, что некоторые западные СМИ через
анализ ситуации и опросы общественного мнения приходят и к другим точкам
зрения. 29 июня 2011 года журнал Forbes вышел под заголовком «Russia Today и
американские СМИ». В посвященном этому вопросу материале авторы издания
пытались ответить на вопрос, почему российский телеканал столкнулся с таким
шквалом критики, какие правила нарушил, раз некоторые захотели выставить его
вон. С одной стороны, написало издание, в последние десять лет американские
средства массовой информации слишком сильно пострадали от скандалов, понесли
слишком много поражений, поэтому уже не могут поддержать высокий уровень
журналистской работы, и им следует начать все с чистого листа.
Forbes также напомнил СМИ, нападающим на RT, о массе
опубликованных ими ложных сообщений о наличии в Ираке оружия массового поражения
и призывал их подумать о том, какую огромную цену заплатил мир за ошибки,
допущенные в их собственных материалах. С другой стороны, писали авторы статьи,
американские медиа еще не привыкли к мысли о том, что в мире новостей уже
произошли огромные перемены. В действительности СМИ США уже не являются
единоличными властителями новостного мира, которые могли сообщать обо всем так,
как им вздумается. Запад уже не может позволить себе игнорировать другие
государства и культуры, а мир уже не смотрит слепо в рот американским СМИ. Даже
если RT не удастся закрепить свое положение в мире СМИ, голоса таких быстро
развивающихся стран, как Китай, Индия, Бразилия, не боящихся выступать со
своими собственными мнениями, звучат все громче с каждым днем.
Возвращаясь к теме развития RT и его многих столкновений с
правительствами и СМИ стран Запада, можно сказать, что это противостояние не
только косвенно указало на конфликт западных и восточных СМИ, конфликт «мягкой
силы» и систем ценностей западных держав и стран развивающихся экономик, но и
продемонстрировало нам факт колоссальных изменений в новостной структуре мира.
В течение еще какого-то времени западные СМИ, пусть и сталкиваясь с
определенными вызовами и проблемами, все еще будут сохранять свое
сформированное веками положение, однако успех RT может стать для медиа
развивающихся государств стимулом, который поможет им занять их собственное
место в системе мировых СМИ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий