понедельник, 19 мая 2014 г.

Как не допустить развития комплекса неполноценности?


Кто из нас не испытывал в разные периоды жизни вязкое, липкое и уничижающее чувство, от которого хотелось скрыться, исчезнуть, провалиться сквозь землю.

И возникало оно от собственного кажущегося нелепым вида, неуверенных и угловатых движений и походки, неестественного поведения и растерянности, от направленных в его сторону ехидных и презрительных ухмылок и хихиканий, раздающихся вслед колкостей и насмешек.

И это нахлынувшее чувство сильнее жаровни раскалённых углей терзало душу и ранило сердце, жалило личность, рождая обиду и копя гнев.

Толстой разноцветной нитью прошивает полотно личности комплекс неполноценности.

Здесь можно встретить унылые тона несоответствий, угрюмые оттенки несостоятельности, пятна ущербности, кричащие цвета ложного стыда и перманентной вины.

Неполноценность, этимологически, не полная ценность или самоценность человека, неадекватное и недостаточное оценивание себя с отсутствием целостности.

В мире трёхмерной реальности это и не удивительно, ибо ограниченное видение плюс всячески пропагандируемое и вживляемое в повседневность субъективное оценивание не позволяет нам видеть себя и принимать свою многомерность соответственно реальной картине.

Комплекс неполноценности не всегда невротический синдром, как описывает его клиническая психология.

Это целый симптомокомплекс, охватывающий моральную, физическую, эстетическую, сексуальную, этническую, классовую, религиозную и другие сферы жизнедеятельности человека.
Первичные проявления данного комплекса ощутимы уже в раннем детстве, а с постепенным взрослением усиливаются и вживляются в структуру развивающейся личности.

Родительское окружение – главный образец для развивающейся личности маленького ребёнка. И насколько естественно и гармонично он впишется в мировоззренческую картину ребёнка, настолько менее ощутимыми и довлеющими будут комплексы и ограничения в сенситивных периодах его взросления.

К сожалению, весьма часто маленький человечек оказывается в условиях, когда чувство собственной беспомощности усугубляется ощущением бесправности, неспособностью жить свободно и принимать самостоятельные решения.


Причин этому множество и они весьма определённо указывают на изъяны воспитания:
  • неадекватные или завышенные требования к ребёнку;
  • собственническое и потребительское отношение к своему чаду;
  • подчёркивание зависимости ребёнка от его родителей;
  • воспитательная авторитарность и директивность;
  • указывание ребёнку на его ущербность или незначительность;
  • очерчивание жёстких границ личностного пространства ребёнка;
  • излишняя претенциозность родителей;
  • сравнение личных качеств и способностей  ребёнка в пользу других сверстников;
  • отношение к детям как к обузе;
  • отсутствие паритетности взаимоотношений;
  • навязывание  свода запретов, под страхом наказания;
  • ограничение личной свободы детей;
  • требование от ребёнка ожидаемого поведения;
  • использование распространённой  воспитательной модели: «кнут- пряник»;
  • «потешательство» и  неспособность восприятия ребёнка всерьёз;
  • привычка лгать детям под любым «благовидным» предлогом;
  • подчёркивание личного превосходства родителей перед своими детьми;
  • намеренное или неосознанное занижение самооценки ребёнка;
  • отсутствие понимания потребностей развивающейся личности ребёнка;
  • перекладывание родителями основной воспитательной роли на детсады и школы.

Эти ошибки воспитания присущи в той или иной степени большинству людей, особенно в начале становления их как родителей. Ибо бессознательно подражая воспитательной модели собственных родителей, молодые семьи наступают на те же болезненно ударяющие грабли отцовства и материнства.

Как развязать этот многовековой гордиев узел, формировавшийся  в условиях отрицания маленького гражданина как самосознательного и тем более духовного существа?

Лучший, на мой взгляд, способ – это признание того факта, что «воспитывать» ребёнка в общепринятом значении и понимании этого слова (методом кнута и пряника), не нужно и даже вредно. Ибо такое учение предполагает следование авторитету и выполнение прописанных истин, или правил, которые во многом изжили себя или, что ещё хуже, намеренно мешают маленьким творцам синкретично познавать мир в его целостном многообразии. Плюс они развивают манипуляторную модель мировосприятия.

Также и «социокультурные нормативные модели» воспитания вряд ли служат образцом для индивидуального развития нынешних детей, а скорее «подгоняют» их под определённый общественный стандарт.

Нужно позволить детям просто быть, впитывая жизненные уроки сообразно их собственному намерению и желанию, предлагая различные возможности учиться самостоятельно.

И примеры такой альтернативной модели развития детей, отличной от общепринятой педагогической есть, и она уже не единожды доказывали общественности свою состоятельность и эффективность.

Педагогическая система Монтессори, школа Щетинина, а также Вальдорфская педагогика, вобрав в себя множество лучших идей прошлого и предложив инновационные модели образовательного  и развивающего процесса в нынешних условиях, служат также образцом и наследием для самовоспитательного мастерства грядущих  поколений.

Но в любом случае, личную ответственность никто не отменял и азы воспитания нужно осваивать всем, кто примеряет на себя родительскую роль.

Для этого необходимо шире взглянуть на воспитательный процесс и осознанно впустить в себя следующую информацию.

Я думаю, что уже многие приняли факт собственного неоднократного прихода в этот мир или как минимум допускают такую возможность.

А раз так, то нам нужно лишь позволить вспомнить правила игры на планете Земля, согласно собственному замыслу, интересам и предпочтениям, сохраняя при этом всём  главные ценностные ориентиры, базирующиеся на трёх главных законах мироздания: законе Свободной Воли (Свободы Выбора), законе Неприченения Вреда и законе Любви.

Готовясь к  очередному земному путешествию, человек тщательно планирует и выбирает собственных родителей, в случае достаточного развития души или же этот выбор осуществляется обоюдно по Закону Притяжения.


В любом случае, позволив своим чадам быть штурманами в раннем детстве, когда волны жизни ещё слишком большие и местами опасные для самостоятельного их преодоления маленьким путешественником, оставляя за собой капитанский присмотр, родители наделяют их ответственностью – важнейшей составляющей их зарождающейся индивидуальности.

Таким образом, маленькая личность, ещё не утратившая связь со знающей душой, но всецело доверяющая своим родным наставникам и опекунам, развивается пропорционально необходимости усвоения жизненных программ.

Так маленькие граждане учатся усваивать жизненные уроки, без излишней опеки, давления и избыточного давления и прессинга наиболее удобным и комфортным для них способом.

Чтобы достичь такого взаимопонимания и не быть источником страхов, детских комплексов,обид, формирующих заниженную самооценку и цементируя фундамент будущих аддикций (поведенческих отклонений) важно не столько соблюдать определённое количество правил, в большинстве своём, неосознаваемых, а направлять своё заботливое внимание и неподдельный интерес на главные потребности вашего ребёнка, основными из которых, являются  безусловное принятие и любовь:
  • любить своего ребёнка, окружая нежностью, заботой и чуткостью;
  • быть искренними и естественными во взаимоотношениях;
  • всегда прислушиваться к детским интересам и потребностям;
  • учиться принимать и понимать их точку зрения, какой бы она не была;
  • никогда их ни с кем не сравнивать и не оценивать;
  • поощрять детское творчество в любой возможной форме;
  • позволять ребёнку на равных участвовать во всех семейно-коллективных мероприятиях;
  • замещать требования к детям на их добровольно взятую личную ответственность;
  • никогда не использовать давление, угрозы, шантаж и другие способы манипулирования;
  • не отмахиваться от их просьб, используя различные отговорки;
  • уважать личное пространство маленького индивидуума;
  • прививать и культивировать этическое и эстетическое восприятие жизни;
  • никогда не обманывать и не говорить полуправду;
  • всегда и во всём предоставлять свободу выбора;
  • не наказывать ибо на-каз ( укр. казати – говорить) есть наговор или энергетическое негативное воздействие (повреждающее эфирный двойник физического тела ребёнка), а дать возможность извлечь правильные уроки и выводы из содеянного обеим сторонам;
  • быть для детей любящим примером  семейного счастья и гармоничных отношений супругов.

Если ваши дети уже не в самом нежном возрасте раннего детства, а комплексы уже сформировались, то все предыдущие советы всё же не будут лишними, помогая вам пересмотреть свою жизненную позицию и, возможно, найти не только собственные воспитательные прорехи, но и совместные пути преодоления уже существующих проблем.

Хотя, зачастую, самостоятельно обнаружить, а тем более освободиться от влияния комплексов, достаточно непростое занятие и без квалифицированной помощи здесь не обойтись.

Ну а если вы уже взрослый человек, а комплексы детства всё равно продолжают вас терроризировать или новые комплексы накладываются поверх старых, то Духовный Коучинг и Психология избавят вас от их паразитирующего влияния.






ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий