Кто из нас не
испытывал в разные периоды жизни вязкое, липкое и уничижающее чувство, от
которого хотелось скрыться, исчезнуть, провалиться сквозь землю.
И возникало оно от
собственного кажущегося нелепым вида, неуверенных и угловатых движений и
походки, неестественного поведения и растерянности, от направленных в его
сторону ехидных и презрительных ухмылок и хихиканий, раздающихся вслед
колкостей и насмешек.
И это нахлынувшее
чувство сильнее жаровни раскалённых углей терзало душу и ранило сердце, жалило
личность, рождая обиду и копя гнев.
Толстой разноцветной
нитью прошивает полотно личности комплекс неполноценности.
Здесь можно встретить унылые
тона несоответствий, угрюмые оттенки несостоятельности, пятна ущербности,
кричащие цвета ложного стыда и перманентной вины.
Неполноценность, этимологически, не полная ценность или
самоценность человека, неадекватное и недостаточное оценивание себя с
отсутствием целостности.
В мире трёхмерной
реальности это и не удивительно, ибо ограниченное видение плюс всячески
пропагандируемое и вживляемое в повседневность субъективное оценивание не
позволяет нам видеть себя и принимать свою многомерность соответственно
реальной картине.
Комплекс
неполноценности не всегда невротический синдром, как описывает его клиническая
психология.
Это целый
симптомокомплекс, охватывающий моральную, физическую, эстетическую,
сексуальную, этническую, классовую, религиозную и другие сферы
жизнедеятельности человека.
Первичные проявления данного
комплекса ощутимы уже в раннем детстве, а с постепенным взрослением усиливаются
и вживляются в структуру развивающейся личности.
Родительское окружение
– главный образец для развивающейся личности маленького ребёнка. И насколько
естественно и гармонично он впишется в мировоззренческую картину ребёнка,
настолько менее ощутимыми и довлеющими будут комплексы и ограничения в
сенситивных периодах его взросления.
К сожалению, весьма
часто маленький человечек оказывается в условиях, когда чувство собственной
беспомощности усугубляется ощущением бесправности, неспособностью жить свободно
и принимать самостоятельные решения.
Причин этому множество
и они весьма определённо указывают на изъяны воспитания:
- неадекватные или завышенные требования к ребёнку;
- собственническое и потребительское отношение к своему чаду;
- подчёркивание зависимости ребёнка от его родителей;
- воспитательная авторитарность и директивность;
- указывание ребёнку на его ущербность или незначительность;
- очерчивание жёстких границ личностного пространства ребёнка;
- излишняя претенциозность родителей;
- сравнение личных качеств и способностей ребёнка в пользу других сверстников;
- отношение к детям как к обузе;
- отсутствие паритетности взаимоотношений;
- навязывание свода запретов, под страхом наказания;
- ограничение личной свободы детей;
- требование от ребёнка ожидаемого поведения;
- использование распространённой воспитательной модели: «кнут- пряник»;
- «потешательство» и неспособность восприятия ребёнка всерьёз;
- привычка лгать детям под любым «благовидным» предлогом;
- подчёркивание личного превосходства родителей перед своими детьми;
- намеренное или неосознанное занижение самооценки ребёнка;
- отсутствие понимания потребностей развивающейся личности ребёнка;
- перекладывание родителями основной воспитательной роли на детсады и школы.
Эти ошибки воспитания присущи
в той или иной степени большинству людей, особенно в начале становления их как
родителей. Ибо бессознательно подражая воспитательной модели
собственных родителей, молодые семьи наступают на те же болезненно ударяющие
грабли отцовства и материнства.
Как развязать этот
многовековой гордиев узел, формировавшийся в условиях отрицания
маленького гражданина как самосознательного и тем более духовного существа?
Лучший, на мой взгляд,
способ – это признание того факта, что «воспитывать» ребёнка в общепринятом
значении и понимании этого слова (методом кнута и пряника), не нужно и даже
вредно. Ибо такое учение предполагает следование авторитету и выполнение
прописанных истин, или правил, которые во многом изжили себя или, что ещё хуже,
намеренно мешают маленьким творцам синкретично познавать мир в его целостном
многообразии. Плюс они развивают манипуляторную модель мировосприятия.
Также и
«социокультурные нормативные модели» воспитания вряд ли служат образцом для
индивидуального развития нынешних детей, а скорее «подгоняют» их под
определённый общественный стандарт.
Нужно позволить
детям просто быть, впитывая
жизненные уроки сообразно их собственному намерению и желанию, предлагая
различные возможности учиться самостоятельно.
И примеры такой
альтернативной модели развития детей, отличной от общепринятой
педагогической есть, и она уже не единожды доказывали общественности свою
состоятельность и эффективность.
Педагогическая система
Монтессори, школа Щетинина, а также Вальдорфская педагогика, вобрав в себя
множество лучших идей прошлого и предложив инновационные модели
образовательного и развивающего процесса в нынешних условиях, служат
также образцом и наследием для самовоспитательного мастерства грядущих
поколений.
Но в любом случае,
личную ответственность никто не отменял и азы воспитания нужно осваивать всем,
кто примеряет на себя родительскую роль.
Для этого необходимо
шире взглянуть на воспитательный процесс и осознанно впустить в себя следующую
информацию.
Я думаю, что уже
многие приняли факт собственного неоднократного прихода в этот мир или как
минимум допускают такую возможность.
А раз так, то нам
нужно лишь позволить вспомнить правила игры на планете Земля, согласно
собственному замыслу, интересам и предпочтениям, сохраняя при этом всём
главные ценностные ориентиры, базирующиеся на трёх главных законах мироздания:
законе Свободной Воли (Свободы Выбора), законе Неприченения Вреда и законе
Любви.
Готовясь к
очередному земному путешествию, человек тщательно планирует и выбирает
собственных родителей, в случае достаточного развития души или же этот выбор
осуществляется обоюдно по Закону Притяжения.
В любом случае, позволив своим чадам быть штурманами в раннем детстве, когда волны жизни ещё слишком большие и местами опасные для самостоятельного их преодоления маленьким путешественником, оставляя за собой капитанский присмотр, родители наделяют их ответственностью – важнейшей составляющей их зарождающейся индивидуальности.
Таким образом,
маленькая личность, ещё не утратившая связь со знающей душой, но всецело
доверяющая своим родным наставникам и опекунам, развивается пропорционально
необходимости усвоения жизненных программ.
Так маленькие граждане
учатся усваивать жизненные уроки, без излишней опеки,
давления и избыточного давления и прессинга наиболее удобным и комфортным для
них способом.
Чтобы достичь такого взаимопонимания и
не быть источником страхов, детских комплексов,обид, формирующих
заниженную самооценку и цементируя фундамент будущих аддикций
(поведенческих отклонений) важно не столько
соблюдать определённое количество правил, в большинстве своём,
неосознаваемых, а направлять своё заботливое внимание и
неподдельный интерес на главные потребности вашего ребёнка, основными
из которых, являются безусловное принятие и любовь:
- любить своего ребёнка, окружая нежностью, заботой и чуткостью;
- быть искренними и естественными во взаимоотношениях;
- всегда прислушиваться к детским интересам и потребностям;
- учиться принимать и понимать их точку зрения, какой бы она не была;
- никогда их ни с кем не сравнивать и не оценивать;
- поощрять детское творчество в любой возможной форме;
- позволять ребёнку на равных участвовать во всех семейно-коллективных мероприятиях;
- замещать требования к детям на их добровольно взятую личную ответственность;
- никогда не использовать давление, угрозы, шантаж и другие способы манипулирования;
- не отмахиваться от их просьб, используя различные отговорки;
- уважать личное пространство маленького индивидуума;
- прививать и культивировать этическое и эстетическое восприятие жизни;
- никогда не обманывать и не говорить полуправду;
- всегда и во всём предоставлять свободу выбора;
- не наказывать ибо на-каз ( укр. казати – говорить) есть наговор или энергетическое негативное воздействие (повреждающее эфирный двойник физического тела ребёнка), а дать возможность извлечь правильные уроки и выводы из содеянного обеим сторонам;
- быть для детей любящим примером семейного счастья и гармоничных отношений супругов.
Если ваши дети уже не
в самом нежном возрасте раннего детства, а комплексы уже сформировались, то все
предыдущие советы всё же не будут лишними, помогая вам пересмотреть свою
жизненную позицию и, возможно, найти не только собственные воспитательные
прорехи, но и совместные пути преодоления уже существующих проблем.
Хотя, зачастую,
самостоятельно обнаружить, а тем более освободиться от влияния комплексов,
достаточно непростое занятие и без квалифицированной помощи здесь не обойтись.
Ну а если вы уже
взрослый человек, а комплексы детства всё равно продолжают вас терроризировать
или новые комплексы накладываются поверх старых, то Духовный
Коучинг и Психология избавят вас от их паразитирующего влияния.
Комментариев нет:
Отправить комментарий