В
1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось
более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью
по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем.
Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые
платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся
мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.
Вот что рассказывали о нью-йоркской подземке:
«Выстояв бесконечную очередь за жетоном, я попытался опустить его в
турникет, но обнаружил, что монетоприемник испорчен. Рядом стоял
какой-то бродяга: поломав турникет, теперь он требовал, чтобы пассажиры
отдавали жетоны лично ему. Один из его дружков наклонился к
монетоприемнику и вытаскивал зубами застрявшие жетоны, покрывая все
слюнями. Пассажиры были слишком напуганы, чтобы пререкаться с этими
ребятами: «На, бери этот чертов жетон, какая мне разница!» Большинство
людей миновали турникеты бесплатно. Это была транспортная версия дантова
ада».
Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории.
Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году,
преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств
снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений – наполовину. К концу
десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в
начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали
нарушать закон.
Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран?
Его название – «Теория разбитых окон». Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге «Переломный момент» рассказывает:
«Разбитые окна» — это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они
утверждали, что преступность — это неизбежный результат отсутствия
порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают,
что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и
другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу,
посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным
преступлениям».
Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек
нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой
наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него
оказывает то, что он видит вокруг. Контекст.
Нидерландские социологи подтверждают эту мысль (источник).
Они провели серию любопытных экспериментов. Например, такой. С
велосипедной стоянки возле магазина убрали урны и на рули велосипедов
повесили рекламные листовки. Стали наблюдать – сколько народа бросит
флаеры на асфальт, а сколько постесняется. Стена магазина, возле
которого припаркованы велосипеды, была идеально чистой.
Листовки бросили на землю 33% велосипедистов.
Затем эксперимент повторили, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками.
Намусорили уже 69 % велосипедистов.
Но вернемся в Нью-Йорк в эпоху дикой преступности. В середине 1980-х в
нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид
Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся
городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными
вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью,
преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:
«Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс
перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не
выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить
новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим
их от вандализма – известно, что получится. Они продержатся один день, а
потом их изуродуют».
И Ганн дал команду ощищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за
составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как
религиозное действо», — рассказывал он позже.
В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с
граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном
случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых
еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн
доносил до вандалов четкое послание.
«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал
он. – В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой
краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели
контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3
ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и
все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу
доверху. Это был наш мэссидж для них: «Хотите потратить 3 ночи на то,
чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…
В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят
Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими
преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?
Новый начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное
число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И
это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч
пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали
через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека
обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали
бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не
платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.
Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых
полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них
наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли,
пока не завершалась «большая ловля». После этого их провожали в
полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и
пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других
обнаружились проблемы с законом.
«Для копов это стало настоящим Эльдорадо, – рассказывал Браттон. –
Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит
сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть
разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни
поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».
В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал
Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города.
Кстати, в Википедии написано, что именно Джулиани впервые применил
Теорию разбитых окон. Теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее,
заслуга мэра несомненна – он дал команду развить стратегию в масштабах
всего Нью-Йорка.
Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким
правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в
общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены.
Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол.
Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.
Уровень городской преступности стал резко падать – так же быстро, как
в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие
и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для
осуществления тяжких преступлений».
Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.
Волшебный стоп-кран сработал.
На мой взгляд, Теория разбитых окон довольно многогранна. Можно
применить ее к разным областям жизни: общению, воспитанию детей, работе…
В следующем посте я покажу, какое отношение она имеет к «гармонии с
собой и миром» – нашему мироощущению и способу жить.
Гармонии вам!
Комментариев нет:
Отправить комментарий