Последние 3 года я работаю педагогом дополнительного
образования и постоянно общаюсь с детьми и молодежью (с молодежью работаю
уже давненько, но не имея статуса педагога). И хочу вас заверить, несмотря на
все возмущения старшего поколения, что молодежь распустилась и т.п. — у
нас есть будущее в лице современной молодежи, но при условии грамотного ее
«воспитания». Слово «воспитание» я взяла в кавычки, поскольку оно не подходит
для современной молодежи, да и для современных детей тоже, в принципе, не
подходит. Нынешним детям и молодежи нужны примеры для подражания, нужны новые
форматы «воспитания». Методы, которыми воспитывали нас с вами — с ними уже
не проходят, а наоборот вызывают бурю возмущения и неуправляемости. Дальше мы
поговорим с вами о некоторых вещах, которые 100% нужно пресекать и наоборот
поощрять в ребенке и молодежи. Статья основана на реальных событиях, которые
происходят в моей педагогической практике.
Сначала давайте поговорим о том, что вообще не следует
поощрять, а нещадно пресекать в поведении детей.
1. Первое, что не следует поощрять — это грубость в общении,
особенно у девочек. Одна девочка 6-7 лет, на мой вопрос «Почему ты так
грубо разговариваешь с мамой?» (это происходило неоднократно по телефону и не
только) ответила мне: «А мама не замечает этого!». Теперь представьте, что
будет в отношениях между родителями и ребенком в подростковом возрасте…
2. Вульгарность в поведении и одежде:
про вульгарное поведение стоит разговаривать отдельно. Поэтому сейчас остановлюсь
на одежде. Здесь отличаются в основном девочки.
Теперь представьте следующую картину: летний лагерь, 30 ребятишек, и в течение
всего лагеря одна девочка 5-6 класса время от времени удивляла нас своим
внешним видом – футболочка, шорты, ажурные капроновые колготки и кеды в виде
сапог (сейчас очень модно носить кеды, и вот теперь есть даже сапоги в стиле
кед). Представили? Это одевает девочка 5-6 класса, и уточню, что у мамы
этой девочки дресс-код вполне приличный, как и поведение. Тогда возникает
вопрос – почему дочка так одевается? Она где-то это увидела (кино, интернет,
журнал…), и «нарядилась», а мама не отследила, как и в чем ее дочка идет в
общественное место. Уважаемые родители, я понимаю, что вы заняты, порой хочется
поспать подольше и пр., но время от времени мониторьте, пожалуйста, как и во
что одеваются ваши дети!
Отдельно хочется сказать о каблуках: в 6-7 классе, а то и в
5-м, девочки начинают носить каблуки – средние и высокие. У меня есть к
родителям несколько просьб.
Первая: научите, пожалуйста, дочерей правильно ходить на каблуках. Это и для здоровья
спины будет полезнее, (каблуки вещь не самая полезная, но если подростки
«шкандыбают» на высоченных каблучищах скрючившись, боясь упасть с такой
«огромной» высоты (со слов одной девочки – «она словно на краю пропасти стоит»),
то это будет гораздо менее полезно в сравнении с правильной ходьбой на
каблуках) и намного приятнее смотреть на девочку, девушку, которая умеет
красиво ходить на каблуках. Порой видишь такую «шкандыбающую» и даже как-то
комично, но не смешно от этого, а жалко ее и грустно. Это ваша дочь, это ее
здоровье.
Вторая просьба: не покупайте своим дочерям каблуки-«копыта».
Здесь даже говорить что-либо излишне.
3. Этот пункт так или иначе связан с предыдущим.
Интимные отношения родителей и не только. Увы,
современный мир таков, что интернет, телевизор, реклама и прочее порой не
назовешь особо цензурными. Ограждать детей от этого необходимо, и в каждой
семье это делается по-своему. Но если дети 1-го класса прекрасно знают что и
куда, кто и кого, как и зачем что делается, то мы, взрослые, похоже, отстаем от
современных детей. Если в моем детстве про это знали
единицы из неблагополучных семей, то сейчас дети из благополучных семей
обсуждают это наравне с детьми из неблагополучных. И мало того, что говорят в
общем и целом, еще говорят и о родителях.
Как-то в перерыве между занятиями я вышла из кабинета, и,
возвращаясь обратно, увидела такую картину: вся группа 1-го класса сидела под
столом, делясь друг с другом, как и что у них делают родители. И в связи с
таким вот ошеломляющим событием наше с ними занятие несколько изменилось и было
посвящено тому, что такие личные темы недопустимо обсуждать с другими. Если они
хотят это обсудить, то лучше всего обратиться к родителям или учителю, но
лучше, конечно же, к родителям. Но время от времени, нет-нет, да и возникает у
них этот разговор между своими товарищами.
Обсуждение интимных тем с современными подростками не стоит
так остро, с ними нужно разговаривать уже несколько на другом уровне, на уровне
взрослых. Это всегда было, есть и будет. Вопрос в настоящее время стоит о
сохранении детской чистоты.
Уважаемые родители, делать выводы и советовать что-либо здесь не уместно, но
повлиять на сложившуюся ситуацию можете только ВЫ и никто иной.
Что следует пресекать
родителям в своем поведении. Дети все понимают и порой даже лучше чем мы,
взрослые. Но именно мы, взрослые, в своей спешке, занятости, усталости
формируем у ребенка неправильную линию поведения и картину мира. А именно:
1. Исполнение большинства желаний ребенка. Кажется, что это такая
понятная всем вещь – если ребенку давать все что он хочет, то он будет
капризным, перестанет видеть ценность каких-либо событий, вещей, явлений.
Но как видно на практике одно дело знать это, а другое дело — применять.
Есть такие дети, и, к сожалению, их не так уж и мало, которые не хотят
делиться, говорят только о себе (и порой без остановки), не понимают того, что
деньги у родителей не резиновые. Очень часто это встречается у детей из
неполных семейных или в семьях, где ребенок один единственный.
Про небесконечные деньги дети, кстати говоря, понимают очень быстро (если
случай не запущенный). Они даже сами начинают спрашивать у родителей «Мама купи
мне…. (задумывается и продолжает) А у нас есть лишние денежки на это?»
Только не стоит впадать в крайность и говорить ребенку: « У нас мало денег, и я
не могу тебе всегда все покупать. Вот у меня нет ни одного нового платья, а ты
тут все попрошайничаешь шоколадку…» вариантов таких фраз вижу и слышу очень
много, а потом у ребенка формируется комплекс, что именно из-за него
у родителей нет денег и т.п., и в дальнейшей жизни у ребенка может
неправильно сформироваться умение грамотно тратить заработанные деньги.
Вариантов развития дальнейших последствий такого неграмотного объяснения
родителей очень много, но мы сейчас о другом.
Небольшая история (их в принципе несколько, но исход у них один): одна мама
души не чаяла своем сыне и всё что он не сделает — он всегда
лапочка, пупсик и тп. Мальчик вырос, ему уже примерно 20 лет и теперь мама сама
признается, что он неуправляем. В одном случае парень живет один не вылезает
из-за компа, редко выходит в магазин за едой, на работу его устраивали —
он ее просто прогуливает потому как игра ему дороже, чем что-либо вообще. А
второй живет с мамой, вроде дома себя ведет прилично, но очень неприятный и не
воспитанный в общении с другими людьми.
2. Не
покупайте детям в 1-2 классе айфоны, планшеты и прочие гаджеты.
Они им не нужны. Все
что нужно в современном мире ребенку младшей школы — это простой телефон,
который позволяет связываться родителям и ребенку в любой момент, особенно в
большом городе. Пример из моей педагогической практики: под новый год мы с
ребятами 2-го класса участвовали в конкурсе «Письмо Деду Морозу». Письма
Дедушке красиво оформили и начали писать. А вот с написанием оказались большие
проблемы: все писали дедушке Морозу, чтобы они хотели получить в подарок (это
нормально для ребенка), но вот то, что они хотели в подарок…это вызвало у меня
легкий шок. Дети просили планшеты и прочие гаджеты! Зачем им это? Они на них
работают? Они на них играют без остановки, они даже гулять с ними идут и играют
с друзьями в эти гаджеты на улицах. Вот и весь смысл. А когда 2 ребенка
написали, что они хотят пони, а другой домашнюю крысу, я была несказанно рада!
Дети забыли, точнее не знают таких радостей, как: очень хотеть и получить в
подарок котенка, щенка, плюшевого мишку, куклу, или хотя бы какого-нибудь
робота. А потом я решила повернуть их мысли несколько в другую сторону –
«Ребята, вот все пишут дедушке Морозу и просят что-нибудь им подарить. А может
он тоже хочет, чтобы ему что-нибудь подарили? Давайте спросим у него, что он
хочет в подарок, сколько ему лет… Они так радовались, что они
такие замечательные и заботятся о дедушке Морозе, а не только подарки просят.
Ну, а выводы из этого всего делайте сами.
3. Следите за
тем, как вы общаетесь с детьми: очень странная тенденция в
общеобразовательных учреждениях — кричать на детей. Вот все ругают
учителей, что они кричат. Но побывав в их шкуре (я не оправдываю учителей), я
понимаю, почему они кричат. Потому что ни что другое не срабатывает. Я даже не
говорю о том, как порой учителей доводят и учителя вылетают из класса со
слезами. Я говорю об обычном уроке, где нужно держать дисциплину в течение
всего урока.
Есть 3 вида детей в
школе: первые
разговаривают в основном криком и визгом, а вторые не реагируют ни на что кроме
крика, третьи — не воспринимают крика и зажимают уши и тп (но это исключение).
Первая группа детей неуправляемы, они не такая уж и редкость – они воспринимают
только крик и перекрикивание, просто потому что им родители разрешали так вести
себя дома и сами управляются с ними только с помощью крика. Мало того, что они
сами такие дерганные, так он еще и других детей заводят и учитель получает
целую группу орущих детей. Звоню однажды в такую семью, чтобы обсудить с
родителями технические вопросы. В этой семье 3-ое таких вот детей, поднимает
трубку мама и я слышу на заднем фоне как дети бесятся (все дети бесятся время
от времени, но как показала практика – в данной семье это носит регулярный
характер) и мама просит не вешать трубку и минутку на то, чтобы успокоить
детей. У мамы это получается с попытки 3-4: сначала она просит каждого вести
себя потише, чтобы поговорить по телефону, ни на одного ребенка это не
действует и они продолжают в том же режиме, но когда она закричала – воцарилась
полная тишина… И я поняла причину поведения детей на занятиях — они
пытались полгода установить на моих занятиях такую же обстановку.
Перепробовав много
методов, я поняла: альтернативные нестандартные методы привлечения внимания
работают, но ненадолго и
их нужно постоянно выдумывать новые, т.к. дети быстро понимают фишку этих
методов и все равно ведут негласную «войну» с педагогом по установлению
нужной им дисциплины на занятии, либо крик, либо удаление с занятия. Если в
дополнительном образовании все несколько проще — мы можем позволить себе
какие-то более мягкие рамки ведения занятия, и методы работы с дисциплиной тоже
более разнообразные, но в школе с этим сложнее, поэтому чаще всего срабатывает
только метод крика.
Вторая группа детей вполне управляемы, если их «заводят» дети из
1-ой группы. Они очень восприимчивы к альтернативным методам наведения
дисциплины, особенно если педагог харизматичная или неординарная личность. По
своей неопытности в начале своего педагогического пути я тоже часто прибегала
к крику — мне это очень не нравилось, мне самой не хорошо от того,
что я кричу, но я не понимала тогда, что же мне делать. И однажды я спросила
подростков «Почему на вас покричишь и все сразу нормально становиться? Разве
вам нравится, когда вас кричат?», и получила неожиданный, но вполне ожидаемый ответ «А мы привыкли. В школе кричат, дома кричат». Вот
и все. По-моему все предельно ясно.
Стоит ли ругаться на
учителей, если мы сами дома кричим и учим этому же детей? Кстати, зачастую
конфликтную ситуацию дети решают криками, а почему? Честно, устаешь объяснять
им, что все можно решить без крика и обзывок — на некоторое время это
срабатывает, но если они видят, что большинство взрослых решают конфликты
криками-то усилия по мирным переговорам тщетны.
4. Не говорите детям, что они дураки и руки у них не из того места растут. Вы
не представляете, сколько детей приходит в кружки, а зачастую бояться (хотят,
но боятся) идти в кружки потому что руки не оттуда растут и у них не получится.
А кто им это внушил?
Да, работы детей не
такие аккуратные как у взрослых — а вы что хотели, вы тоже такими же были
когда были маленькими. И чашку мамину любимую разбивали, когда хотели сделать
ей приятное и помыть посуду. Чем больше вы будете поручать ребенку
какие-то небольшие дела — тем ответственнее, аккуратнее будет ребенок, с
каждым разом у него будет получаться все лучше. И не стоит говорить,
что мне твоя помощь не нужна (ты разобьешь, я быстрее сделаю и т.п.,
когда ребенок хочет проявить инициативу: 10 раз откажитесь и все – у
ребенка сформируется стойкое не желание помогать, маме ведь этого не нужно.
Если вы делаете
пирожки — дайте ребенку кусочек тесто, выделите ему немного место — и
ребенок при деле и вам не мешает, пусть лепит свой пирожок, кривенький или еще
какой, но он приучается к помощи, к инициативе, к творчеству. А вообще и маме
удобно и ребенку интересно следующее: почти всё, что делает мама или папа,
пусть делает и ребенок. У него формируется правильная модель самостоятельного
поведения, он будет намного более развит по сравнению с другими детьми.
Есть одна замечательная история: одна моя знакомая с начальных классов приучала
сына к помощи по дому. Она ему говорила: Смотри какой папа сильный, хочешь быть
таким? Хочешь маме и папе помочь?» Конечно, ребенок ответит, что он хочет. И
тогда мама брала сына с собой, когда ходила за водой и за дровами (жили они в
деревянном неблагоустроенном доме) и сначала маленький ребенок носил воду в
маленькой майонезной баночке и небольшой кусочек полешки. Затем майонезная
баночка превратилась в майонезное ведерко и размер полешки увеличился. В
последствии у этой женщины не было проблем в помощи по дому от сына, а
её соседи, которые говорили ей – зачем она «мучает» ребенка, пусть
ребенок играет, отдыхает, наработается еще, постоянно жаловались на своих
детей, что они ничего по дому не делают и их ничем не заставить.
5. Последнее о чем
хотелось бы сказать в этой части статьи: не спускайте с рук ребенку
беспорядок и сами не забывайте убирать за собой. Поголовно дети,
приходящие на занятия (и не у меня одной) не понимают, зачем убирать за собой
рабочий стол, ведь руководитель, родители, бабушки и дедушки постоянно делают
это за них. И мы целый учебный год учимся убирать за собой. Казалось бы что тут
сложного — устойчивую привычку убирать за собой можно воспитать за пару
месяцев постоянного посещения кружка, но вся загвоздка в том, что дома дети
продолжают не убирать за собой. Разве вам самим не будет приятно и не будет
намного проще, когда ребенок сам за собой убирает или убирает с вашей помощью? А
когда их у вас несколько и за каждым нужно не по 1 разу в день убирать? Сколько
времени теряется впустую – посчитали? То-то и оно.
Какое именно поведение
стоит вырабатывать родителям.
1. Установите
с детьми дружеские отношения, советуйтесь с ними. Современные дети очень
отзывчивы к сотрудничеству, они зачастую не воспринимают авторитарную
родительскую личность, они будут ей сопротивляться и чем старше, тем сильнее.
Если вы не только родитель, но и друг своему ребенку, то в подростковом и более
старшем возрасте вам будет легче и проще сохранить теплые отношения друг с
другом и избежать конфликтов. Даже процесс обучения проходит легче и более
плавно, когда вливаешься, дружишь с детьми и молодежью. Они могут рассказать
тебе то, что не расскажут учителям и дома, и порой можно узнать такое, от чего
вы сможете вовремя уберечь своего ребенка. В течение учебного года я порой на
автомате говорю молодежным сленгом, это не есть хорошо и мой муж (я благодарна
ему за это, ну и не только за это J) постоянно старается искоренить эту мою
привычку — говорить на сленге дома. Дело в том, что общаясь на их уровне,
ты постепенно вливаешься в их среду, они воспринимают тебя как своего, но при
этом понимают, что ты все же старше них, мудрее, опытнее.
И здесь важно не уйти
в другую крайность, когда ребенок перестает видеть в тебе авторитет
родителя. Время от времени они пробуют вести себя с вами также как со
сверстниками, и вот тут надо дать понять, что ты им друг, ты интересуешься тем,
что им интересно, ты готов помочь, но все же ты — родитель. Здесь
тоже разные методы есть: строгость, но не угнетающая сила, можно молча
обидеться – ребенок или сразу, или несколько позже поймет, что что-то он не то
сделал, и вы можете с ним спокойно все обсудить. Также один из способов может
быть игнорирование такого поведения в этот самый момент, а потом уже попозже
вместе с ребенком все обсудите.
2. Есть один очень
хороший метод, и он работает не только с детьми. Если ребенок сделал что-то
плохое, или может у него не получается что-то, то не стоит говорить ему «ты
плохой», «у тебя ничего не получается», «мне за тебя стыдно» и прочее (это
очень негативно влияет на психику ребенка и на ваши с ним взаимоотношения).
Скажите ему примерно следующее: «Я знаю, что ты хороший(ая),
воспитанный(ая) мальчик (девочка), но вот то, что ты сейчас сделал(а)
это не хорошо, потому-то и потому-то. Вот этому мальчику (дяде, тете, маме,
папе…) было очень не приятно, потому что то-то и то-то. Давай договоримся так
больше не делать, хорошо?» Или: «Егорушка (Алиночка), ты у меня очень
аккуратный(ая), помнишь, как ты помог мне помыть посуду и ничего не разбил? Ты
очень хорошо тогда справился(лась) с заданием! Но вот сегодня наша с тобой
поделка не очень аккуратная, у нас с тобой много клея, и поэтому получилась
мазня и грязь. Давай с тобой продолжим работать аккуратнее, и у нас получится
красивая и более аккуратная работа, хорошо?». И ребенок более спокойно
откликнется на такое обращение родителей, чем в первом варианте.
Т.е. главное правило
этого метода: говорить ему, что ОН сам ХОРОШИЙ, но его ПОСТУПОК ПЛОХОЙ
(все как в сказке — Буратино хороший, но поступок у него плохой).
3. Фантазируйте
вместе с детьми. Наш современный мир настолько материализован, что
дети, да и взрослые тоже, не умеют фантазировать, включать свое воображение,
образное мышление. Не помню уже к чему, но мы с ребятами на занятии (в
перерыве) решили попить чаю понарошку, не по-настоящему. Дети охотно
согласились и полезли в шкаф за чашками, ложками, пряниками и прочим. И тут мы
выяснили, что играть понарошку они не умеют. Я объяснила им, что мы делаем все
как обычно, но только без чашек, ложек, пряников и прочей утвари, т.е. мы делаем
руками движения, которые мы делаем, когда наливаем чай в чашку, когда пьем и
кушаем что-то вкусное. У детей это вызвало бурный восторг, и потом мы постоянно
пили чай, готовили пироги, мальчики кололи дрова и т.д., и все это понарошку.
Ну, с этим все не так
запущено, дети умеют фантазировать, что камень — это рыбка, вот эта дырка
в заборе — это пещера. Только зачастую мы, родители, портим всю
картину и закрываем раз и навсегда канал фантазии у детей своей всей знакомой
фразой «выкинь эту каку, она грязная», а для ребенка – это рыбка, она не
грязный камень. Еще хуже, если родитель начинает объяснять ребенку, что это не
рыбка, а камень. Ребенок не дурак, он знает и видит, что это
камень, ему важно, что мама и папа видят мир таким же как и он, ему важно
видеть в необычной форме камня — рыбку. А мы, родители, так резко и грубо
спускаем с небес на землю ребенка в этот сухой материальный мир.
Или: почти все дети,
приходя в кружки, не умеют придумывать сами. Например, мы сделали саму
шкатулку, а потом нам надо ее украсить: я выкладываю на стол все, чем можно
украшать (ленточки, искусственные цветы, бусинки…), показываю, как можно
украсить и даю задание на основе того, что я показала придумать уже свое
украшение. Также я делаю оговорку, что можно украшать не только как у меня, это
будет приветствоваться, и я не буду ругаться. Как вы думаете, какая реакция у
большинства детей? Дети боятся что-то делать, и просят показать им
куда и что приклеить, и они это сделают так, как им показали. Они боятся
ошибиться и боятся проявить инициативу, и также не умеют фантазировать (сюда
или вот сюда цветочек приклеить, бантик сюда или сюда прикрепить). Т.е. они привыкли
делать по заданному шаблону!
А потом из них
вырастают следующие девушки и юноши. Мы с подругой пошли покупать в подарок
сертификат на косметическую услугу на день рождения. В салоне нам выдали сам
сертификат и конверт для упаковывания, но он был какой-то не праздничный, белый
такой с указанием адреса и названия салона. Мы у девушки спрашиваем, почему
выдается такой простой подарочный конверт — ведь либо он красочный, либо
бантики прикрепляются — это же подарочный сертификат, а не обычное письмо.
Девушка застенчиво заулыбалась и сказала, что банты закончились. Тут
подруга показала на демонстрационный конверт с бантиком, и девушка предложила
нам открепить этот бант (поясню, что бант крепится степлером) и прикрепить к
нашему конверту (потому как презентационный конверт уже несколько помят). Мы
согласились и спокойно ждали. Девушка что-то искала в ящике стола, а потом с
растерянным выражением лица выдала неожиданную фразу: «А мне нечем раскрепить
скобы?». Я улыбнулась и сказала, что смогу снять скобы и без специальной штучки
для раскрепления скоб степлера. Девушка просияла, и я ей быстро сняла скобы, а
она освободившийся бантик степлером прикрепила к нашему конверту. Мы с подругой
ушли довольные.
Все чаще я замечаю за
детьми такую же странную тенденцию: они не умеют находить
альтернативных путей решения. Когда дети ходят на какие-либо
кружки – они этому учатся, но далеко не все дети ходят на кружки, что печалит.
А теперь плавно
переходим к следующему пункту.
4. У этого пункта есть
две крайности, и они довольно распространенные. Первая крайность: ребенок
ходит на пение, бокс, танцы, английский и т.п. Родители, пожалуйста, не
мучайте ребенка. Пусть он ходит в 1-2 кружка, в этот год в один кружок, на
следующий – в другой. Часто скакать из кружка в кружок – тоже не хорошо, но
если он будет хотя бы один учебный год проживать в каком-то конкретном кружке,
то в какой-то момент он определится сам, где ему интересно и останется там.
Супер-нагружать
ребенка не стоит, он все же ребенок. Зачастую видишь как дети, которые по
желанию родителей ходят в 10 кружков, идут, бедолаги, вечером домой такие же
уставшие и с потухшими глазами, как и их родители с работы.
Вторая крайность:
сиди учись, никаких кружков.
Причем вне зависимости от того, как учится ребенок — плохо или на одни
пятерки. Если ребенок хочет – пусть идет на скейтборд, каратэ, музыку, танцы и
т.п. Если он хочет быть волонтером, помогать экологическому движению или
помогать старушкам, участвовать в акциях помощи ветеранам — да ради Бога!
Я не говорю, что на уроки надо полностью махнуть рукой и только ходить по
кружкам, заниматься общественными делами и школьной самодеятельностью. Нет.
Учиться в школе тоже нужно, но необходимо понимать, что в большинстве
случаев, аттестат с отличием, красный диплом не имеют большого значения. Есть
такие дети, которым кроме учебы ничего не надо, и у них большие способности по
математике, физике и т.п., и пусть они занимаются. Именно такие дети и будут
учеными, супер-специалистами. Но если не идет у меня физика, сколько бы я над
ней не сидела, зато у меня отлично идет английский. Ну и пусть по физике у меня
будет 3, зато я еду стажироваться в Англию в силу моего хорошего знания
английского языка, а потом в силу моих завязавшихся там контактов — у меня
хорошая работа переводчика. Учиться надо, но в меру – в современном мире
зачастую все больше отдается предпочтение наличию у тебя каких-либо навыков,
опыта. А если ты только учишься, – то навыков и опыта у тебя нет, за
исключением каких-либо специфических специальностей. Понятно, что медику надо
на 200% знать, где селезенка, а где печень, и тут точно надо сидеть над
учебником хоть как.
Но есть много профессий, где настоящий мир требует уже имеющиеся у тебя навыки
и опыт, контакты.
Дети, которые ходят в
кружки, занимаются общественными делами — намного более развиты,
приспособлены к самостоятельной жизни, у них намного больше навыков и полезных
контактов. Молодежи, которая занята общественными делами (я постоянно с ними работаю,
вижу их реальный рост), намного проще устроиться на работу, в том числе и на
очень хорошую, у них много полезных контактов, их окружает много интересных
неординарных личностей. И таким детям, подросткам, молодежи не нужны какие-то
сомнительные компании с сомнительными интересами. Случаются, конечно, со всеми
разные истории, но это исключения из правил – это уже в основном нужно работать
индивидуально. Но общая практика показывает положительный результат позитивной
занятости детей и молодежи.
5. Воспитание
мальчиков и девочек (особенно остро этот вопрос стоит в неполных
семьях, а, впрочем, не только в них). В современном мире у детей очень много
перекосов в гендерных ролях. Девочки разговаривают как мальчики грубым голосом,
грубо (у нас на занятиях с девочками даже фраза такая есть, когда кто-нибудь из
них начинает строить из себя «пацана» — мы почти хором говорим «Ну, мы же
девочки!» — все смеются и острый момент моментально сглаживается). Когда
мальчиков просят помочь скамейку перенести, то девочки отталкивают мальчиков и
рвутся сами нести скамейки и гордятся этим. Все наоборот с мальчиками. Проблема
гендерных ролей у нас стоит не столь остро как в Европе, но тревожные звоночки
уже слышны. Поэтому воспитывать девочку девочкой, а мальчика мальчиком нужно с
самого детства.
Как воспитать в
мальчике настоящего мужчину, а в девочке настоящую женщину? К мальчику нужно
относиться как к мужчине, а к девочке как к женщине. Ответ простой, но сделать сложнее, чем
ответить.
К примеру, если вы
смотрите фильм или мультфильм с сыном и там присутствует мужественный сильный
справедливый герой — обращайте внимайте сына на этого героя,
побеседуйте с ним, хочет ли он быть таким же сильным, что нужно делать для
этого, что он может уже сейчас начать делать и пусть он это делает, поощряйте,
подбадривайте… Очень хорошо, если есть пример в семье — папа, нет
папы — есть дедушка, брат, дядя. Заостряйте внимайте сына на сильных
сторонах его папы, дедушки… Вспомните историю про ведерко с водой из-под
майонеза. Аналогично и с дочерью. Различных способов и приемов много, давайте
изучать, обсуждать вместе.
Автор: Хюрри
Светлана
Добрый день . Я сама не педагог ,но из семьи педагогов (мама и дочь) поэтому судить могу .
ОтветитьУдалитьМногое из статьи это прописные истины обязательные к исполнению в моей семье,но встречала в школе детей ,которые видимо про них не слышали. Что делать с их родителями ? но не совсем согласна в части современных гаджетов,они тоже часть развития ребенкаи не маловажная