Однажды детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили,
есть ли у книги будущее. Она ответила: "с таким же успехом можно спросить:
есть ли будущее у хлеба? У розы? У детской песенки? Лучше спросить: есть ли
будущее у человека? Оно есть у человека, оно есть и у книги. Если однажды мы
научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги
также нужны как хлеб и соль. И так будет, сколько не изобретали замысловатых
кассет, и телевизоров, и других заменителей".
XXI век. Век космических скоростей и компьютерных
технологий. Наука развивается, создаётся много новой техники для комфортной
жизни человека. Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: пылесосы,
домашние кинотеатры, холодильники, стиральные машины…. Вся эта техника сделала
жизнь человека более комфортной, освободила много времени. Теперь не надо
носить воду из колодца, не надо выжимать выстиранное бельё. Всё рядом, почти
любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки, может быть
исполнено лёгким движением руки.
И основная информация, необходимая человеку, поступает
в электронном виде, через компьютерные сети, интернет. Конечно, в поисках
определённой информации разумнее воспользоваться компьютером. Развитие
информационно – компьютерных технологий идет настолько быстро и настолько
ускоряет процесс передачи информации, что современное общество уже не сможет существовать,
отказавшись от него. Компьютер – это реальность сегодняшней жизни. Каждый
человек сегодня должен уметь не просто ориентироваться в Интернете, но,
формируя и защищая свои духовно – нравственные позиции, знать, какие сайты в
сети посещать, а какие – нет. Перед школой и родителями стоит задача стать
путеводителем в выборе электронной информации, помогая детям в поиске и выборе
информации в Интернете.
Есть и такие отрасли знаний, где наглядность лучше
печатного текста. Ведь намного интереснее, например, наблюдать за животными,
чем прочитать об этом в учебнике. Тут книга уступает кино и телевидению. Но у книги гораздо больше преимуществ.
Книги являются источниками знаний о духовной и нравственной жизни. Роль книги в
образовании, воспитании, интеллектуальном развитии велика. Через обращение к
книге, чтению человек приобщается к духовным ценностям, развивается, расширяет
свой кругозор. Чтение высокохудожественной литературы способствует формированию
гармоничной личности – личности активной, творческой, сочетающей в себе
духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.Классическая
литература является одним из факторов формирования такой личности.
Замечательные произведения русской классической и современной литературы таких
авторов, как А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и др., помогают
читателям найти ответы на многие вопросы о личности, об окружающем её мире, о
добре и зле. Книга, как источник информации, как средство познания, как
инструмент общения между людьми, обладает огромной притягательной силой.
Например, приступая к чтению романа, рассказа и т.д. мы сами представляем
своего героя, его одежду, движение, взгляды. А кино и телевидение предлагают
уже готовый образ, и мы уже не можем фантазировать. А чтение книг предполагает
работу мыслей.
Знакомство с лучшими
образцами литературы способствует улучшению понимания себя и других, расширяет
представление о мире, углубляет восприятие, развивает чувство юмора, которое
просто необходимо каждому человеку.Если ребенок с детства приучен читать, то
это остается с ним на всю жизнь, в любых жизненных ситуациях у него всегда
будет надежный и верный друг – книга, которая отвлечет от грустных мыслей,
поможет совершить путешествие в удивительный мир книжных героев, подскажет
ответ на мучающий вопрос, успокоит, развеселит. Авторитет книги для ребенка
необычайно велик. Ей он верит беспредельно. Значение книги в жизни человека
огромно. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись
читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже.
Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому,
что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее
прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут
выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в
этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий
интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать.
Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого
не сделает. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо
помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет
на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.
Опыт показывает: надо как можно раньше приобщить
ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
Сейчас много идет разговоров о том, что традиционная
система оценок успеваемости школьников, т.е. пятибалльная система – изживает
себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в
той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в
олимпиадах, конкурсах, турнирах и т.д., как в рамках школьной программы, так и
вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит –
начитанности.
Есть дети, для которых книга – органическая часть их
жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом
становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение – тяжкая
повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного
развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам.
Ведь чтение является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. И
большую помощь в этом вопросе могут и должны оказать родители, те, кто более
всего заинтересован в качестве образования своих детей.
Большое влияние на качество восприятия книги оказывают
мотивы чтения.
Принудительное чтение, как правило, не плодотворное.
Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса.
Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во
включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение,
мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что
становится для детей занятием приятным и желанным.
Для нас, как и для предыдущих поколений, книга была
единственным источником знаний. Но времена изменились: современные технологии –
от аудиоплееров до компьютеров – стремительно шагнули вперед, а дети – что
удивительно! – быстро их освоили. Возникает вопрос: нужны ли ребенку книги?
Способность тщательно «переваривать» в мозгу
информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг.
Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться,
вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему
критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не
принимает созданный другими образ.
Что же мешает чтению детей? Просто сейчас детских
развлечений стало гораздо больше.
Бесконечное сидение перед телевизором и столько же
бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения
на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники не
могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему
тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и
чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к
тому, что есть на экране.
Правила борьбы с
телеманией.
1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра.
2. Выбор для просмотра учебно-образовательных и познавательно-просветительных программ.
3. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
4. Ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкается с ними и даже испытывает при этом удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.
Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер.
С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам
информации, а с другой - дети играют только в игры, причем самые примитивные.
Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Возьмите под
строгий контроль игры, в которые играют ваши дети. Пусть среди них будут
хорошие развивающие, познавательные игры.
1. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
2. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
5. Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
6. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
7. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
8. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
9. Не нужно насиловать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
10. Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что если,
не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи,
театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может
быть восстановлена.
Книга,
как птица, - Может весь мир облететь, Книга-царица: Может
сердцам повелеть. Книга-богиня: Чудо свершает порой, Книга-рабыня: Часто
проходит сквозь строй. Е. Баратынский.
Алексеева Г.В.
Значение книги в развитии детей
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб
расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем,
что его окружает.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на
формирование его предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте.
Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает
понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как
развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению
ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас
расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение
слушать, а это очень важное качество.
Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали
сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать
родной язык, развивает фантазию.
Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было
традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем
детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к
чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.
Зачем читать детям книги?
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для
благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока
ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением
ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с
родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью И
совместное чтение дает такую возможность.
Аспекты развития ребенка, затрагивающиеся в процессе совместного чтения.
Удовлетворение потребности в безопасности
Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем,
прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости,
защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство
сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного
ощущения мира.
Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих
интересов
Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним
значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка
формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и
интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
Формирование ценностей
Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои
книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации,
созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые
попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и
предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть
отражение этих ценностей в жизни ребенка.
Отреагирование значимых переживаний
Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных
или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в
привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы,
преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым
освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно
поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу
целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз
переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.
Обучение новым или необходимым моделям поведения
Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить,
как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в
различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если
чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что
понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь
ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.
Как правило, в семьях, где родители часто и много
читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг
родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной
семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.
Есть очень много прекрасных детских книжек, особенно сейчас.
Когда моя дочка была маленькой я ей читала сказки, думаю, что они обогатили её
и подарили ей мудрость в этой жизни! Какие книги нужно читать детям. Для
младших детей существует целый ряд прекрасных произведений, которые уже
«проверены временем» и не только рождают в малышах положительные эмоции, но и
многому их учат — доброте, смелости, честности и другим качествам, которые вы
наверняка хотите увидеть в своем ребенке. Такая книга — друг ребенка. Конечно,
одна лишь книга этих свойств не воспитает, если сын или дочь не видит
положительных примеров и моделей поведения вокруг себя. Однако литературные
образы хорошо запоминаются детьми, а герои книг становятся для них образцом для
подражания. Не забывайте об этом, когда советуете своему ребенку прочитать ту
или иную книгу. Современный мир полон страшных, жестоких образов — стоит лишь
включить телевизор, и лавина жестокости обрушивается на ребенка. И, хотя дети
часто любят «пугаться» и рассказывать друг другу всякие страшилки, но
добавление к этому еще и пугающих историй из книг могут надломить хрупкую
детскую психику и стать причиной фобий, страхов, а впоследствии выросший
ребенок теряет способность сопереживать чужому страданию и чужому горю.
Замечено, что в современном мире это встречается все чаще. И родители, и
учителя, и психологи в наши дни очень часто говорят об отставании
эмоционального развития детей. Поэтому постарайтесь сделать книги одним из
факторов, с помощью которых происходит эмоционально-нравственное развитие
ребенка. Не поленитесь обсудить с ребенком прочитанное, поговорите с ним о
характерах героев книги, о причинах их поведения, об их чувствах. И задавайте
детям все больше вопросов, чтобы разговор не превратился в нравоучительных
монолог взрослого. А если ребенок страдает от какого-либо недостатка характера,
то прочитайте вместе с ним произведение, герои которых этот недостаток в себе
преодолели, но избегайте упреков — это не поможет вам в воспитании, а,
напротив, заставит ребенка закрыться от вас.
Комментариев нет:
Отправить комментарий